Объёмная секция ударных с плотным звуком и большим количеством реверберации — одна из ключевых особенностей музыки 1980-х годов. Из этого материала вы узнаете, как создать собственную винтажную драм-машину из 1980-х годов с помощью средств, доступных каждому.
В музыке 1980-х всё было гигантским: гитарные риффы ревели, синтезаторы кричали, а ударные гремели. То десятилетие было эрой всего нового, громкого и большого.
Одной из характерных особенностей музыки 1980-х годов были объёмные громоподобные ударные. Их звук, будь то акустический или электронный, вы хорошо представляете: сильные и мощные удары, густая ревербераця и резкие обрывы отзвуков.
Эффект, позднее получивший название гейтированной реверберации (подробнее о методике и способах её применения читайте в этом материале), фактически сформировал ритмические особенности музыки той эпохи. На протяжении 1980-х годов методика широко применялась в танцевальной, популярной и рок-музыке, благодаря чему всё стало звучать «больше» и «лучше».
Несмотря на то, что прошло уже более 40 лет, продюсеры до сих пор обращаются к звуку того времени. Если вы работаете в рамках ню-диско, пишете синтвейв или хотите привнести немного олдскульного звука в своё творчество, гейтированная реверберация и плотные ударные — отличный способ создать нужный винтажный настрой.
Сегодня речь пойдёт про классические ударные 1980-х годов, созданные через обработку драм-машины эквалайзером, компрессором, ревербератором и гейтом. В рамках этого руководства мы будем работать с Ableton Live и плагинами Waves, однако показанная методика универсальна: аналогичная драм-машина из 1980-х годов может быть создана в любой DAW.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Музыкальные хроники: 6 характерных элементов музыки 1980-х
01 из 06Начало работы
Создадим дорожку виртуального инструмента и добавим на неё плагин Drum Rack, входящий в поставку Ableton Live. В рэке активируем пресет DMX Core, построенный на звуках драм-машины Oberheim DMX.
В хип-хопе и танцевальной музыке 1980-х годов DMX была одним из основных инструментов. К слову, характерные мощные ударные в треке New Order «Blue Monday» — это всё та же DMX.
Теперь придумаем простой, но энергичный бит в духе 1980-х. Вслед за этим маршрутизируем каждый звук драм-машины в рэке на отдельный канал для независимой обработки сигналов. Сами каналы соберём на отдельной шине DRUM для общей обработки.
02 из 06Сведение кика (бас-бочки)
- Кик до обработки 0:08
Первое, что бросается в глаза — небольшая нехватка низа у кика. Для исправления усилим частоты в области 100 Гц эквалайзером. Для этой задачи я использую плагин Waves PuigTec EQ, имитирующий работу винтажного аппарата Pultec (подробнее о нём можно прочитать тут).
Эквализация кика
Теперь добавим звуку плотности, создав эффект гейтированной реверберации, являющийся характерной чертой музыки 1980-х годов. По легенде, задумка эффекта принадлежит Филу Коллинзу, который совместил гейт и реверберацию для получения мощного громоподобного звука барабанов в своих треках.
К концу 1980-х годов приём распространился по всей музыкальной индустрии. Не последнюю роль в этом сыграла растущая популярность недорогих цифровых ревербераторов, позволявших повторить трюк с гейтированной реверберацией через пресеты.
Применение реверберации к сигналу кика
Для генерации нужного эффекта активируем на дорожке ревербератор Waves H-Reverb, в базе которого присутствуют несколько пресетов гейтированного отклика. Активируем предустановку . Сам по себе пресет лучше работает со снейром, нежели с киком, однако после небольших правок реверберация «подружится» с нашей бочкой.
Для начала укоротим время реверберации до 0,22 секунд, чтобы отклики было особенно короткими. Следом снизим соотношение исходного и обработанного звука (регулятор Dry/Wet) до 25-30%.
Наконец, скорректируем звучание реверберации встроенным в H-Reverb эквалайзером. В частности, избавимся от низкочастотной мутности через вырез около 250 Гц, а заодно поправим звучание высоких частот фильтром.
По итогам обработки кик получит приятный реверберационный хвост. Именно он создаст ощущение, что бочка звучит особенно мощно.
- Кик после обработки 0:08
03 из 06Обрабатываем снейр
Снейр — самая важная часть ритм-секции в музыке 1980-х. Методика обработки предполагает смесь эквализации, компрессии и гейтированной реверберации, благодаря чему рабочий барабан обретёт сочность и мощность звучания.
- Снейр до обработки 0:08
Добавим на дорожку эквалайзер Waves H-EQ, с помощью которого отфильтруем низкие частоты. В дополнение к этому создадим буст высоких частот для большей яркости звучания.
Эквализация снейра
Следом за эквалайзером активируем ревербератор Waves H-Reverb с пресетом That 80s Snare. Как и в случае с киком, укоротим время реверберации для более контролируемого поведения реверберации.
Количество исходного и обработанного сигнала выставим на 25%. Встроенным эквалайзером пользоваться не стоит: на мой взгляд, в звуке присутствует приятное среднечастотное мясо, которое не портит общий характер звучания и вписывается в нашу стилизацию под 1980-е годы.
Применение реверберации к снейру
Несмотря на то, что снейр уже звучит вкусно, дополнительно раскачаем его компрессором. Активируем плагин Waves CLA-76 сразу за ревербератором.
Атака компрессора должна быть ультрабыстрой, поэтому выставим регулятор Attack на отметку «1». Затухание сигнала лучше усреднить: повернём ручку Release на отметку «7». Параметр соотношения (Ratio) установим в пределах «4».
Компрессия снейра
Таким образом мы получим быстрое сжатие поступающего сигнала и относительно медленное затухание работы компрессора. В итоге получится ситуация, когда компрессор не будет выключаться между ударами снейра.
Обработка компрессора CLA-76 сильно зависит от уровня сигнала на входе, поэтому выставите количество входного уровня по вкусу. Изменяйте положение ручки Input до тех пор, пока не получите тот звук, который вам нравится. С ручкой выходного сигнала ситуация аналогична: двигайте регулятор Output до тех пор, пока не получите приятное своему слуху звучание.
- Снейр после обработки 0:08
04 из 06Работаем с хлопками
Танцевальная и популярная музыка 1980-х годов немыслима без искусственных хлопков. К счастью, в драм-машине DMX Core с хлопками всё в полном порядке, а их звучание такое, что не требует каких-либо особых манипуляций.
- Хлопки без обработки 0:08
Добавим на дорожку эквалайзер Waves H-EQ. С его помощью ослабим высокие и низкие частоты, чтобы выделить в звуке клэпа среднечастотную составляющую.
Эквализация хлопков
Вслед за этим активируем ревербератор Waves H-Reverb. Увеличим время задержки до 4,21 секунды, чтобы дополнить хлопки длинным и объёмным хвостом. Соотношение исходного и обработанного сигнала выставим на те же 25%.
Применение реверберации к хлопкам
Теперь добавим в цепочке гейт, которым обрежем длинный хвост реверберации. Для этого активируем на дорожке стоковый гейт Ableton Live, либо любой другой плагин гейта.
Применение гейта к дорожке хлопков
Подберём параметр порога срабатывания гейта (Threshold) таким образом, чтобы плагин резко обрезал хвосты реверберации. Конкретный параметр будет напрямую зависеть от темпа композиции и длины хвостов реверберации.
- Хлопки до применения гейта 0:08
- Хлопки после обработки 0:08
К слову, точно такую же методику обработки можно применять к различным перкуссионным звукам.
05 из 06Добавляем реверберацию
Ещё одна характерная черта музыки 1980-х годов — пышная реверберация. Для воссоздания объёмного эффекта воспользуемся всё тем же H-Reverb, но вместо ручных настроек предпочтение отдадим встренным в плагин импульсам.
- Драм-машина без реверберации 0:08
В первую очередь создадим отдельный посыл REVERB для реверберации, на который направим сигналы с дорожек драм-машины. Таким образом мы сможем установить точное количество эффекта для каждого элемента драм-машины и более гибко управлять звучанием.
Сигнал с посыла REVERB вернём на шину DRUM, на которой собраны все элементы драм-машины. Благодаря этому мы сможем по вкусу подмешать обработанный реверберацией звук с исходным звучанием электронных инструментов.
Применение реверберации к посылу REVERB
Активируем копию Waves H-Reverb на посыле REVERB и выберём пресет 480 Illusion. Предустановка полагается на импульсы ревербератора Lexicon 480L, популярного в 1980-х годах.
После активации выкрутим соотношение исходного и обработанного сигнала до 100%. Благодаря этому на посыле будет звучать только обработанный сигнал. По желанию можно повысить уровень сигнала на выходе, изменив положение регулятора Output.
Теперь отправим на посыл REVERB сигналы тех элементов драм-машины, которые мы хотим изменить. В нашем примере я отправлю туда снейр, хай-хэты и хлопки. Дорожка кика останется сама по себе, чтобы не размазывать звучание ударных.
- Драм-машина с реверберацией 0:08
06 из 06Вносим последние штрихи
Теперь сбалансируем звучание шины DRUM и посыла REVERB так, чтобы получить мощное звучание. Совет здесь прост: руководствуйтесь собственными ушами и двигайте фейдеры до тех пор, пока не получите желаемый винтажный звук ритм-секции.
Наконец, добавим на шину DRUM эквалайзер PuigTec, с помощью которого добавим дополнительной яркости в верхнем диапазоне. Вслед за ним включим компрессор Waves CLA-76 для склеивания всех элементов ударных между собой.
Для демонстрации звучания драм-машины я добавил в проект дорожку металлофона и баса. В качестве басовой линии используется сэмпл из сэмпл-пака Night Funk & Nu-Disco в каталоге Splice. Вот, что у нас получилось в итоге:
- Итоговое звучание драм-машины 0:08
- Итоговое звучание драм-машины в миксе 0:08
ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИЙ КОНТЕНТ
Эта статья написана читателем SAMESOUND и дополнена редакцией сайта. Вы тоже можете поделиться собственным опытом или рассказать о каких-то интересных вещах. Давайте попробуем!
What's Your Reaction?
Источник: