Екатерина Ракитина
Доктор Dietrich Bonhoeffer Klinikum, Германия
Время на чтение: 9 минут
А А
Последнее обновление статьи: 30.03.2019
Кто сейчас не слышал о необходимости развития у детей мелкой моторики, о ее способности эффективно стимулировать речь и интеллект малышей. Что же такое мелкая моторика и действительно ли ее стоит развивать? Какие игры на развитие мелкой моторики наиболее эффективны для малыша до года?
Мелкомоторые действия — это совместный акт нервного и костно-мышечного аппарата, направленные на манипуляции с мелкими предметами с помощью пальцев и кистей рук. Движения часто сочетаются с работой зрительного аппарата и требуют точности.
Это и простые действия, направленные на захват и удержание предмета (пинцетный захват), и сложные, связанные с несколькими очень точными манипуляциями одновременно (письмо).
Причины развивать мелкую моторику
Будет ли у малышей развиваться мелкая моторика, если не заниматься с ними целенаправленно? Будет, в рамках развития общих моторных навыков. Ребенок будет учиться хватать игрушки, используя даже свои стопы для тренировки рук.
Однако дети, которые обучались целенаправленно, получают преимущество в начальной школе. Так как их речь, мышление и мелкие мышцы кистей более подготовлены к обучению вообще и письму в частности, чем у детей, которые развивались самостоятельно.
Развитие мелкой моторики способствует совершенствованию когнитивных навыков, стимуляции функционирования коры головного мозга и формированию ассоциативных связей при работе зрительного, слухового, речевого анализаторов.
Способы стимулирования мелкой моторики ребенка
Начинать развитие мелкой моторики стоит с самых первых дней жизни ребенка.
Чем старше становиться малютка, тем более свободно родители могут выбирать дидактические материалы для игр, и разнообразить занятия с крохой, используя нетрадиционные игровые материалы и среды. Основные методы развития точных движений пальцев рук и ног детей:
- массаж (аурикулярный, ладоней и стоп, пальчиков);
- игры с некрупными предметами (пуговицы, бусы, крупы, конструктор и т.п.);
- лепка, рисование, вырезание; вышивание бисером, сборка моделей (для детей от 4-х лет)
Игровые занятия с детьми от 0 до 6 месяцев
С 3-х месячного возраста над кроваткой младенца можно вешать игрушки разной текстуры, со временем он научиться их ощупывать. Вначале младенец будет тянуться к игрушкам, находящимся на уровне его глаз, потом над грудью и далее сбоку. Младенец начинает дотрагиваться до вещей пальчиками, ручками переменно, и, наконец, обеими руками хватать игрушки.
Развивающие игровые занятия, которые можно проводить с ребенком:
- «сорока белобока» — «массажное» упражнение;
- «озорные ручки» — можно надеть на одну руку яркий носочек или браслет, резиночку с пластиковыми фруктами, поднять за локоть ручонку карапуза на уровень глаз, чтобы он увидел яркую вещицу, и отпустить. Это упражнение стимулирует желание крохи одной рукой хватать другую. Яркие вещицы надеваются на одну и другую руку попеременно;
- «изучаем лицо» — взять ручки за локотки и ввести их в поле зрения малыша, похлопать ладошками. Затем взять руки малютки и дотрагиваться до его щек, лба глаз, подбородка, называя части лица. После этого проделать эту процедур со своим лицом.
- «хватай шарик» — для этой игры требуется выкладывать младенца на живот, перед ним положить шарик так, чтобы он вынужден был тянуться. Когда кроха возьмет шарик — выложить другой и т.д.
Можно добавить игру «знакомимся с ножками» . На ножку младенца надо надеть яркий носочек. Взять его стопы, растереть их, свести вместе на уровне глаз малыша и постучать ими друг о дружку, чтобы привлечь его внимание. Затем отпустить. Карапуз будет тянуться ручонкой к цветному носочку. Если у него сразу не получается, надо показать ему, как это сделать, левую руку и правую ногу привести в соприкосновение и дать малышу захватить носок.
Раскладываем находки по цветам. В те цвета, которые не смогли найти на улице, положили игрушки.
Фото прислали Кирилл (2 года) и мама Екатерина
Фото прислала Лина
Игра «Кто что ест». Кормим животных
Играем с резиночками. Композиция Елка
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Играем с желейной массой, выковыриваем игрушки из желейного моря.
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Играем с сенсорной коробкой Зимушка-зима. Строим берлогу для медведя и нору для лисички
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Взбиваем венчиком пену, собираем губкой пену в ведерко
Фото прислали Вера (2 года) и мама Ксения
Играем с рамкой-вкладышем
Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья
Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья
Изучаем звуки
Фото прислали Михаил (1 год 1 мес) и мама Наталья
Вдеваем синельную проволоку в сито, своеобразное вышивание получается
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Клеим наклейки, заодно и буквы повторяем
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Делаем лес для зайки. Учимся втыкать листики в пластилин, не сломав их
Фото прислали Кирюшка (1 год 3 мес) и мама Екатерина
Снимаем с елки шарики, сортируем по цвету
Фото прислали Давид (1 год 5 мес) и мама Анжела
Игра «Найди пуговке парочку»
Игра «У кого какой хвост»
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Играем с соленым тестом, кормим игрушки
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Раскладываем спички по цветным коробочкам
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Разворачиваем конфеты и сортируем по цвету
Фото прислали Давид (1 год 6 мес) и мама Анжела
Смена времен года. Режем ножницами бумагу, раскрашиваем крону яблонь и елку, приклеиваем снежинки, катаем из пластилина яблочки и приклеиваем, лепим из пластилина снеговиков.
Угадай чей след. Игра с кинетическим песком
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Игры с конструктором. Придумываем разных животных
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Повторяем счет. Играем в игру «Мешок яблок»
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Раскладываем предметы по ячейкам. Раскладывать можно шишки, каштаны, желуди, орехи, камушки, шарики. В качестве ячеек подойдут форма для льда, крышки от пластиковых бутылок, палитра, лотки от яиц.
Учимся проталкивать предметы. Проталкивать можно что угодно: коктейльные трубочки, счетные палочки, обрезанные ватные палочки, колпачки от фломастеров
Фото прислали Саша (1 год) и мама Татьяна
Фото прислали Саша (1 год) и мама Татьяна
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Играем с рамкой-вкладышем
Играем на улице, используя природный материал. Делаем из палочек буквы и цифры
Достаем маленькие игрушки ложкой из миски с водой и складываем в другую миску
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Игры с соленым тестом. Оставляем отпечатки разными предметами
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Игры с прищепками. Делаем иголочки елочке и ежику
Фото прислали Денис Иванцов (1 год 3 мес) и мама Людмила Шадрина
Игры с кубиками «Сложи узор»
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (1 — 2 года) и мама Марина Фурзикова
Забавные шнуровки
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 6 мес) и мама Марина Фурзикова
Кормим медведя манкой через дырку в животе с помощью ложки
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Играем с прищепками
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Пишем на манке буквы и цифры. Снизу посуду подсвечиваем гирляндой
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Нанизываем бусины на синельную проволоку и получаем бусы для куклы
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Вылавливаем мозаику из воды при помощи ситечка
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Перекладываем мороженое (крашеный лед) ложкой
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Проходим простой лабиринт — соединяем пингвинчков линией
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Украшаем елку стеклянными шариками
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Перекладываем ложкой шарики мороженого, сделанные из теста
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Соединяем одинаковые шарики линиями
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Устраиваем чаепитие
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Надеваем маленькие резиночки на стержень
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Конструируем из геометрических фигур
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 5 мес) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Коля (2 года 3 мес) и мама Алена
Фото прислали Коля (2 года 2 мес) и мама Алена
Игра с блоками Дьенеша по схемам
Сетка памяти с использованием фигурок животных
Фото прислали Коля (2 года 1 мес) и мама Алена
Учимся ловить рыбу. Магнитная рыбалка
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Обводим буквы и цифры по стрелкам
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Приклеиваем и отклеиваем многоразовые наклейки
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Составляем картинки из палочек от мороженого
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Составляем композиции из геометрических фигур, вырезанных из цветного картона
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Кормим свинку-копилку пуговицами
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Учим цвета и формы, подбирая половинки игрушечных яиц
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Открываем крышки на баночках и пытаемся подобрать и закрыть крышки
Фото прислали Дашенька (1 год 8 мес) и мама Ирина Чешуина
Игра «Сажаем огород»
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Игры с тестом. Вдавливаем формочки в тесто
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Забиваем цветные гвоздики и таким образом украшаем бумажную елочку
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Режем банан. Первый опыт работы с ножом под присмотром
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Игры с мозаикой: выкладывание цветовой последовательности
Фото прислали Машенька (3 года) и мама Екатерина Дзюба
Самодельные шарики из мягкой ткани на тоненьких резиночках (7 цветов радуги + белый): изучаем цвета, понятия «вверх-вниз», «влево-вправо»
Фото прислали Богдан (11 месяцев) и мама Ирина
Фото прислали Даниил Москвин (2 года) и мама Марина Фурзикова
Игра «Кормим петушка»
Игра «Найди маму». Подбираем курицам яички по цвету
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 9 месяцев) и мама Марина Фурзикова
Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела
Игра: Просовываем макароны, спички и все, что можно просунуть в дырочки дуршлага
Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела
Игра: чистим лук от шелухи
Фото прислали Давид (1 год 4 месяца) и мама Анжела
Игра: складываем орешки в бутылку
Фото прислали Ромик (1 год 4 месяца) и мама Анастасия Темных
Рождественский вертеп
Фото прислали Даниил Москвин (1 год 8 месяцев) и мама Марина Фурзикова
Игра со льдом « Освободи из ледяного плена зверей». Сыпем соль на лед, льем воду из кружки, щипцами захватываем фигурки и кладем в тарелку.
Фото прислали Алисочка (3,5 года) и мама Ирина
Большой съест много, маленький — мало.
Закрываем-открываем, подбираем по цвету и форме.
Варианты игры для более старшего возраста: 1. Ориентировка на плоскости — «Сделай игрушкой 2 шага вперед, 3 влево, где оказалась игрушка?»
2. Игра на развитие внимания и памяти. «Во втором ряду сверху под третьей крышечкой спрячь цветочек» , «Вспомни, кто спрятался под зеленым треугольником, под красным кружочком…»
Фото прислали Давид (1 год 4 мес) и мама Анжела
Сенсорная коробка «Осень»
Фото прислали Руслана (2 года 2 мес) и мама Азнива
Сенсорная коробка «Африка»
Фото прислали Руслана (2 года 1 мес) и мама Азнива
(доска с замочками, щеколдами, выключателями, колесиками и т.п.)
Фото прислали Руслана (2 года) и мама Азнива
Используем стаканчики, воронки, бутылочки.
Фото прислали Руслана (1 год 10 мес) и мама Азнива
Игра: Кормим киску фасолью
Фото прислали Руслана (1 год 7 мес) и мама Азнива
Играем с рамками-вкладышами Монтессори
Фото прислали Руслана (2 год 1 мес) и мама Азнива
Игра «Спасаем пингвинчиков» . Пингвинчиков занесло снежной бурей, надо им помочь. Учимся работать грушей. В контейнере сода. В воду добавлена лимонная кислота и гуашь для цвета.
Фото прислали Егорка (1 год 11 мес) и мама Марина
Мозаика из губчатых салфеток. Повторение форм и цветов. Конструирование. Играем в ванной.
Фото прислали Егорка (1 год 10 мес) и мама Марина
Первый цветовой сортер. Проталкиваем детали мозаики в дырочки, проделанные в коробке от каши.
Фото прислали Егорка (1 год 6 мес) и мама Марина
Игра «Съедобное — несъедобное». Используя карточки от лото, накормим бегемотика, но только так, чтобы у него животик не заболел.
Игра «Большая стирка». Малышу необходимо разобрать носки по парам. После этого с помощью прищепок повесить сушиться на шнурок (шнурок можно завязать между ножками детского стола и стульчиков)
Фото прислали Егорка (1 год 9 месяцев) и мама Марина
Игра: Самодельная геометрическая рамка-вкладыш. Вкладышами служат блоки Дьенеша и детали из картона.
Фото прислали Егорка (1,5 года) и мама Марина
Игра: Нескучное геометрическое лото. Предварительно маме нужно завернуть фигурки от лото в фольгу. Малышу будет интересно, что же внутри, и игра пройдет гораздо веселей, чем обычное лото.
Фото прислали Егорка (2 года) и мама Марина
Игра со штампиками: ставим отпечатки, открываем, закрываем.
Игра: Самодельная хрюшка-копилка. Кормим свинку пуговицами.
Фото прислали Ромик (1 год 3 месяца) и мама Анастасия Темных
Игра: Тактильные карточки
Фото прислали Данил (1 год 2 мес) и мама Марина Фурзиковы
Игра: Самодельное геометрическое лото на магнитах
Игра: Самодельная свинка-сортер.
Фото прислали Данил (1 год 1 мес) и мама Марина Фурзиковы
Игра: Кормим Винни Пуха и Пятачка. Сортируем орехи по размеру: все большие для Винни, а Пятачку те, что поменьше.
Фото прислали Кирюшка (1 год 2 месяца) и мама Екатерина
Игра: Собираем урожай.
Фото прислали Алиса (3 года 5 мес) и мама Ирина
Игры для развития мелкой моторики своими руками
Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Условия эффективного развития мелкой моторики.
Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.
Значение игр для развития мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:
1. Скручивание лент, ниток, наматывание клубочков.
2. Шнурование . Потребуется кусок линолеума с проделанными отверстиями и шнурок, или готовые формы с отверстиями, планшеты со штырями. (игра «Шнуровки»).
3. Застегивание пуговиц . Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра «Застежки»).
4. Выкладывание, перебирание косточек, фасоли, крупных семян, фигурных макарон.
5. Игры с прищепками . Потребуются прищепки и картон, крышки, кольца.
6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, плотная основа (линолеум, картон), всевозможные баночки с резьбовой закруткой.
Можно попутно учить детей порядковому счету, ориентированию в цвете.
7. Угадывание на ощупь предметов. (игра «Волшебный мешочек»). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами или «муфточка» с кармашком на дне.
8. Перекатывание карандаша или ручки, шишки или сенсорного шарика с шипами в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
9. Обводка трафаретов , лекал, любых форм, вырезанных из пластиковых бутылок или линолеума.
10. Нанизывание бусин , колечек, пуговиц и любых форм с отверстиями.
11. Выкладывание картин из геометрической мозаики или палочек. (потребуются геометрические фигуры из пластика, картона, линолеума или готовые магнитные фигуры, формы, спички без серных головок или счетные палочки, коктейльные трубочки, трубочки от использованных фломастеров и пр.)
12. Выкладывание и выбирание пинцетом бусин, пуговиц, камушков, мелких фигур, складывание их в ёмкость с отверстием.
13. Плетение косичек .
14. Проталкивание мягких шероховатых предметов, кусочков ткани, ленточек в различные отверстия и тоннели пальчиками.
Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции.
При копировании и размещении на другом сайте указывайте активную ссылку: http://www.сайт/играем с пользой/
Достоинством приведённых ниже игр, на развитие мелкой моторики у детей, является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д.
Игры с предметами домашнего обихода
Возьмите яркий поднос.
Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
Контейнер или миска заполненная каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы)
Ребёнок опускает туда кисти рук и как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается контейнер с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.
Подберите пуговицы разного цвета и размера.
Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
Дайте ребёнку круглую щётку для волос.
Пусть катает её между ладонями, приговаривая:
«У сосны, у пихты, ёлки
Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник».
Возьмите решётку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек).
Ребёнок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. «Ходить» можно поочерёдно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:
«В зоопарке мы бродили,
К каждой клетке подходили
И смотрели всех подряд:
Медвежат, волчат, бобрят».
Берём пельменницу.
Её поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:
«Пальцы, как пчёлы, летают по сотам
И в каждую входят с проверкою: что там?
Хватит ли мёда всем нам до весны,
Чтобы не снились голодные сны?».
Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли.
Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
«Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи».
Насыпаем в кружку сухой горох .
Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
Насыпаем горох на блюдце.
Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берёт следующую горошину, потом ещё и ещё — так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.
Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх.
Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,
Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Ребёнок собирает спички или счетные палочки
одними и теми же подушечками пальцев разных рук: двумя указательными, двумя средними и т.д.
Строим «сруб» из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.
Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой)
поочерёдно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котёнок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)
Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».
Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов.
Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т.д.
Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок.
На каждый ударный слог он цепляет прищепку к верёвке:
«Прищеплю прищепки ловко
Я на мамину верёвку».
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек)
так, чтобы он весь уместился в кулачке.
Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:
«Я катаю мой орех,
Чтобы стал круглее всех».
Два грецких ореха ребёнок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.
Опознание фигур, цифр или букв, «написанных» на правой и левой руке.
Опознание предмета, буквы, цифры на ощупь поочерёдно правой и левой рукой. Более сложный вариант — ребёнок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.
Лепка из пластилина геометрических фигур, букв, цифр.
Для детей школьного возраста лепка не только печатных, но и прописных букв. Затем опознавание слепленных букв с закрытыми глазами.
Исходное положение — сидя на коленях и на пятках.
Руки согнуты в локтях, ладони повернуты вперед.
Большой палец противопоставлен остальным.
Одновременно двумя руками делается по два шлепка каждым пальцем по большому пальцу, начиная от второго к пятому и обратно.
Резиночка
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров.
Все пальцы вставляются в резинку.
Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону.
Выполняется сначала одной, потом другой ручкой.
Перекатывание карандаша
между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочерёдно каждой рукой.
Разноцветные снежинки (с 4-х лет)
Игра направлена на развитие мелкой моторики рук, формирование аккуратности.
Материал: фломастеры, белая бумага, ножницы.
Ведущий показывает, как сделать снежинки из листов бумаги, прорезая их.
После того как дети сделают много разных снежинок, он говорит, что снежинки получились хоть и разные, но одноцветные.
Тут пришли друзья-фломастеры и подарили снежинкам разноцветные платья.
Ведущий просит детей раскрасить снежинки.
Т.к. снежинки получаются ажурными, необходимо, чтобы бумага была попрочнее. Движения по закрашиванию влияют на развитие мелкой моторики рук.
Повтори движение
Взрослый, садясь напротив ребёнка, делает пальцами своей руки какую-либо «фигуру» (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены — любая комбинация).
Ребёнок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки — повторить «фигуру».
Задание здесь усложняется тем, что ему её ещё необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив).
Если данное задание вызывает у ребёнка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение сидя рядом, а не напротив ребёнка. Так ему будет легче копировать положение пальцев руки.
Игры с рисованием
Если у ребёнка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму — то можно поиграть в игры с рисованием.
Скажем, обводить наперегонки квадратики или кружочки или продвигаться по нарисованному заранее лабиринту.
Наиболее интересно, когда ребёнок рисует лабиринт для родителя, а родитель — для ребёнка.
И каждый старается нарисовать позапутаннее.
Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим.
Игры для развития мелкой моторики своими руками.
Взаимосвязь мелкой моторики и психической деятельности.
Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Установлено, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко, поэтому речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Условия эффективного развития мелкой моторики.
Необходимо задействовать все пальцы обеих рук. Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения должны строиться на использовании изолированных движений каждого пальца. Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Важно в играх равным образом развивать тонкие движения пальцев обеих рук, а в быту стремиться распределять различные действия между правой и левой руками.
Значение игр для развития мелкой моторики.
Игры и упражнения на развитие мелкой моторики являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. В их процессе у детей улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность. Систематические упражнения помогают также выработать навыки самоконтроля и саморегуляции движений рук не только под контролем зрения, но и при участии осязания, тактильно-двигательных ощущений.
Игры, которые родители могут изготовить из подручных материалов.
Для укрепления и развития детской руки, координации движений рекомендуются различные упражнения и действия с предметами:
1. Скручивание лент.
2. Шнурование. Потребуется кусок линолиума с проделанными отверстиями и шнурок. (игра «Шнуровки») .
Так же можно дома найти какой-то предмет не тяжелый, на котором будет много дырочек.
Еще вариант..
Понадобится:
За основу можно взять любой плотный несыпучий материал, например фетр, флис, а лучше всего вспененный полимер разных цветов. В магазине химии или в супермаркете купить тряпочки для уборки.
шнурки и ограничители для шнурков;
пуговицы крупные, желательно на ножке;
маркер, карандаш или ручка;
ножницы с заостренными концами;
Шнуровка «Ёжик»
Нарисуйте на изнаночной стороне материала фигурку ежика и вырежьте её по контуру. На лицевой стороне маркером или фломастером обозначьте носик, глазик и ротик.
Из того же материала вырежьте разнообразные плоды, грибы, листья, которые ребенок будет пришнуровывать к спинке ежика. Если у вас тоже возникнет проблема с нужной цветовой гаммой, воспользуйтесь цветной бумагой, приклейте её с помощью клея ПВА. Дайте клею хорошо высохнуть, а то когда будете делать отверстия, бумага может деформироваться.
Шнуровка готова. Возьмите шнурок, сделайте узелок на одном конце или оденьте ограничитель, чтобы он не проскочил сквозь отверстие, и покажите ребенку, как прикрепить плоды к спинке ежика. При этом можно даже придумать какую-нибудь сказку, как ежик собирал себе на обед фрукты и грибы.
Можно просто взять фигурки и сделать еще: кораблики, машинки, бабочки, цветочки и т.д. можно приобрести яркие шнурки и играть вместе с ребенком)))
Теперь мы можем предложить малышу разложить листья по цвету. Не забудьте подуть, как ветер, перемешав все листья. Включать дыхательные упражнения в занятия очень полезно!
Есть еще одна замечательная игра: с какого дерева листочек. Мы собираем листья одного вида, например, только кленовые.
Если с листочками наигрались, то убирать их в шкаф не нужно, они прекрасно украсят дом! Берем веревку и нанизываем листочки. Для малышей последовательность может быть любая, а деткам постарше можно предложить нанизывать в определенной последовательности. Соблюдая последовательность ребенок тренирует не только мелкую моторику, но и внимание, память, мышление. Это отличное упражнение для подготовки к школе.
Делаем ствол дерева из фетра, пористой резины или толстого картона.
Прелесть такой шнуровки в том, что чем беспорядочнее нашнурованы листья, тем дерево пышнее и красивее. К порядку в подобных играх мы приучаем постепенно, немного тренировки и будет получаться красиво и ровно. Дерево детям понравится, тут можно шнуровать от души:) и никто не скажет, что так неправильно.
И последний на сегодня вариант игры – венок. Нужно ли говорить, как дети любят украшать себя и маму, дарить подарки? Такой венок из осенних листьев может стать частью костюма осени на празднике в детском саду. Можно не ограничиваться венком, а сделать бусы, браслет и даже колечко из крошечного листочка.
Выбираем шнурок или ленту и собираем листья. Можно брать сразу несколько листьев, чтобы венок был богаче.
3. Застегивание пуговиц. Потребуется ткань, пуговицы и нитки. (игра «Застежки») .
Змейка, липучки, пуговицы, кнопки…
4. Выкладывание по узору, перебирание косточек, крупы, разноцветные камушки,
5. Игры с прищепками. Потребуются прищепки и картон.
6. Откручивание и закручивание крышек. Потребуются горлышки и крышки от пластиковых бутылок, коробка из-под обуви, клей.
Так же можно использовать разного размера крышечки и разной формы, и с под сока крышки.
Так же можно использовать болты и гайки разного размера)
7. Угадывание на ощупь предметов. (Игра «Волшебный мешочек»). Потребуется мешочек с разнообразными мелкими игрушками и предметами.
8. Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.
9. Обводка трафаретов. Потребуется пластиковая бутылка с плоской стенкой (подойдет бутылка из-под шампуня, ножницы.
Каждый из этих приемов направлен на развитие ребенка: его костно-мышечного аппарата, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания, навыков психорегуляции, развивать мелкую моторику пальцев рук через действия с предметами; формировать умение обследовать предметы на ощупь; развивать быстроту мышления; воспитывать усидчивость
Источник: