Использование реверберации для насыщения звучания инструметов

Изучаем использование реверберации и некоторые популярные методики, позволяющие обогатить и разнообразить звучание инструментов в миксе.

Зачастую многие звукорежиссеры допускают одну и ту же ошибку: добавляют реверберацию на дорожку инструмента, либо на группу дорожек. На первый взгляд, в этом нет ничего смертельного, но как только появится необходимость в тонком обогащении инструмента за счет реверберации, это приведет к большим проблемам с фазой инструмента и пространством.

Так как же правильно? На самом деле обогатить инструмент за счет реверберации достаточно просто. Необходимо отправить на другой канал идентичный сигнал (создать посыл исходного сигнала), где его громкость будет составлять ровно половину от громкости оригинала (у меня уровень громкости обычно составляет -15 dB). Для упрощения понимания, назовем этот канал ревер-сигналом. Затем на новом канале (тот самый посыл в половину громкости) добавляете реверберацию со 100% эффектом, после чего смешиваете оригинальный сигнал с ревер-сигналом в пропорциях 1:1. Таким образом, выходной сигнал по уровню громкости не будет меняться.

Так или иначе, но то, что я описал выше – это лишь базовая основа насыщения. На сегодняшний день существует несколько актуальных методик, которые можно использовать для обогащения звучания музыкальных инструментов за счет реверберации.

Мультичастотное насыщение

Данный метод очень легкий и эффективный. Необходимо найти частотные участки, где инструмент играет цельно и богато, то есть те частоты, где инструмент проявляет себя самым ярким образом.

Допустим, у нас есть два таких участка: первый – в районе от 80 Hz до 280 Hz, второй – от 500 Hz до 3,2 kHz. Второй участок должен звучать тише первого (примерно в половину) – это краеугольная часть данной методики.

Что мы делаем дальше? Мы создаем два посыла с конкретным уровнем громкости: для первого участка громкость составит -15 dB, для второго – -7,5 dB. Так как второй участок частот играет тише, то первый посыл с реверберацией будет перебивать второй. Для исправления такой ситуации, сделаем эффект реверберации на второй дорожке в два раза громче – это создаст наилучшую чувствительность в рамках микса.

Далее необходимо срезать (эквалайзером или фильтром) в посылах все частоты, кроме тех, что мы выбрали выше. То есть в первом ревер-канале мы срезаем все кроме диапазона 80-280 Hz, а во втором – все вокруг частот в диапазоне 500-3,2 kHz. После этого настраиваем выходную громкость инструмента с оригинальным сигналом так, чтобы он был в половину громче наших ревер-каналов.

Насыщение за счет придания пространства

Данная методика подразумевает нахождение самого низкого пика. Как мы уже условились выше, нижнее значение по частотам для нас составит 280 Hz. Исходя из этого установим, что диапазон реверберации может быть от 280 Hz до 15 kHz (концертная акустика работает по своим характеристикам до этой отметки).

Собственно, необходимо создать ревер-канал (посыл) с громкостью в половину от оригинала (допустим, -7,5 dB) и добавить на него эффект реверберации в полную силу. Следом за реверберацией нужно добавить эффект хоруса, также работающий на 100%. Реверберация вместе с хорусом придадут необходимое ощущение пространства, а инструмент зазвучит намного богаче, появится некоторая оживленность пространства вокруг него.

После добавления эффектов на посыл, суммируйте оба канала между собой и настройте соотношение громкости между оригиналом и ревер-каналом по вкусу.

Насыщение от минуса

Однажды я пришел к умозаключению, что при работе с реверберацией можно использовать такую вещь, как минусовой лееринг (этот термин я придумал сам, т.к. считаю его самым правильным для описания метода). Идея минусового лееринга заключается в том, чтобы суммировать два сигнала и срезать у реверберации все резонансные частоты оригинального сигнала. Т.к. резонансные частоты остаются в оригинальной дорожке, но отсутствуют у ревер-канала, инструмент приобретает довольно интересное и благородное звучание, не портя общий микс.

В общем, нужно создать посыл с такой же громкостью, что и у оригинального канала. Затем на спектре нужно найти частоту ДО начала бубнения инструмента, т.е. такую частоту, после которой появляется неприятная мутность звука. Зачастую, таким местом (до бубнения) будет являться частота в 250 Hz.

На ревер-канал следует добавить полный эффект реверберации и плагин WavesFactory TrackSpacer. Помните, что для работы TrackSpacer необходимо указать сайдчейн-вход. Сам плагин должен быть настроен на практически мгновенную атаку с эффектом в 50%. Также нужно обрезать все частоты до 250 Hz, а затем суммировать два сигнала и отрегулировать уровень громкости.

Таким образом, насыщение происходит не столько за счет самой реверберации, сколько за счет оригинального сигнала записанного инструмента.

Рекурсивное насыщение от минуса или супернасыщение

Можно пойти дальше и после всех манипуляций из предыдущей методики, создать еще один посыл, куда отправить суммированный оригинальный и обработанный сигнал. На этот канал следует добавить еще один экземпляр уже упомянутого плагина TrackSpacer.

Таким образом, на вход TrackSpacer будет поступать суммированный сигнал (оригинал+ревер), что приведет к ситуации, когда эффект реверберации подавляет сам себя в сигнале. Количество эффекта от работы TrackSpacer должно быть в районе 25%, а атака должна быть невероятно быстрой. Ну и конечно же, не забывайте находить идеальный баланс между громкостью посылов и оригинальным сигналом.

Рекурсивное насыщение придаст очень глубокое и выразительное звучание инструментам в миксе.

Тепла вам и насыщенности!

What's Your Reaction?

Источник: samesound.ru

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж