Кнут гамсун произведения. Гамсун кнут

Страница «Год Гамсуна» на сайте «Вся Норвегия на русском»

Страница Гамсуна на сайте «Лауреаты Нобелевской премии в области литературы»

Биография и личность Гамсуна

Ларс Роар Лангслет. Лисица или Ёж
Он не верил ни в прогресс, ни в демократию, ни в индустриализацию, ни в материализм, ни в свободный рынок. Современная цивилизация внушала ему отвращение. Священными для него оставались дающая жизнь земля, принадлежность своему роду, фундаментальные человеческие ценности, передаваемые от одного поколения к другому; он жестоко насмехался над той деградацией, которая неизбежно наступает, когда эти ценности оказываются попранными.

Бюро переводов
Российские переводчики Гамсуна

Дмитрий Волчек, Александр Генис. Кнут Гамсун и Россия (к 150-летию писателя)
Норвежский писатель был кумиром в России в начале прошлого столетия, и в любви к нему объединились русские писатели из совершенно разных лагерей, и символисты, и почвенники, и даже футуристы-заумники.

Статьи о творчестве Гамсуна

Максим Горький. Кнут Гамсун
Творчество Гамсуна поистине «священное писание» о людях, писание совершенно лишенное каких-либо внешних украшений, –- его красота в неумолимой и ослепительно простой правде, которая каким-то чудом делает написанные им фигуры людей норвежцев так же убедительно прекрасными, как статуи античной Греции.

Петр Палиевский. Кнут Гамсун в европейской культуре
Он поднял природу внутри самого человека, внутри самой высокой и тонкой духовной организации. Гордый европеец, привыкший полагать, что он призван природу покорять, через Гамсуна вдруг узнал, что ее ни с чем не сравнимая мощь продолжает, не обращая внимания на ее деловое употребление, руководить им изнутри, что она обеспечивает свободу души, выводит к тайнам мироздания, питает любовь.

Портрет и фотографии
Н.М. Чернышев. Портрет Кнута Гамсуна (1913)
Фотографии: Мария и Кнут Гамсуны; Гамсун и Йозеф Тербовен, нацистский рейхскомиссар Норвегии (1943)

Кнут Гамсун (настоящая фамилия Педерсон) родился 4 августа 1859 г. в Ломе, в сельскохозяйственном районе Центральной Норвегии в многодетной семье сельского портного. Когда мальчику было 3 года, семья переехала в городок Хамарой, расположенный примерно в 100 милях к северу от полярного круга, где родители арендовали небольшую ферму Гамсунд. На этой ферме, название которой послужило основой для псевдонима, будущий писатель шесть лет провел в идиллической обстановке: пас коров, любовался красотой норвежских фиордов и заснеженных горных вершин. Но позже семья впала в бедность, и девятилетний мальчик вынужден был работать на своего дядю.

В 14 лет он начал самостоятельную жизнь, работая продавцом в магазине, грузчиком, школьным учителем, каменщиком, помощником полицейского, коробейником, разъезжающим с мелким товаром по северной Норвегии. В 1877 г., когда юноше было 18 лет, публикуется его первое произведение – повесть «Загадочный человек», а в 1878 г. – роман «Бергер».

В 1882 г., заручившись рекомендательными письмами к влиятельным эмигрантам из Норвегии, Гамсун едет в Соединенные Штаты, однако связей его оказывается недостаточно, и он вынужден работать сначала батраком, а затем секретарем норвежского проповедника. Здесь молодой человек серьезно заболевает бронхитом и возвращается на родину.

Продолжая писать, он берет псевдоним «Кнут Гамсунд» (впоследствии «д» из-за типографской ошибки отпало). Но литературная карьера не сложилась, Гамсун опять бедствует и в 1886 г. снова едет в Соединенные Штаты. Приехав в Чикаго, он сначала работает кондуктором трамвая, а летом батрачит на пшеничных полях.

В 1888 г. Гамсун возвращается в Европу. И тут его талант был, наконец, оценен. Его новая повесть, рассказывающая о молодом человеке из провинции, который живет в Осло и мечтает стать писателем, появилась на страницах одного из датских литературных журналов, а в 1890 г. была опубликована в Копенгагене под названием «Голод». Она произвела сенсацию и создала Гамсун репутацию серьезного писателя. Она логично вписалась в культурные процессы времени, когда Артур Шопенгауэр, Эдуард фон Гартман, Фридрих Ницше и Август Стриндберг призывали обратить внимание на те сложные подсознательные силы, которые управляют человеческой личностью. Отказываясь от условностей объективной прозы, Гамсун как бы предлагает изучать тайные движения души, происходящие в самых отдаленных глубинах подсознания, анализировать неисчислимый хаос впечатлений, жизнь воображения, поток мыслей и чувств.

Читать еще:  Легенды Шекспира. Ричард III кровавый и уродливый

Тот же субъективный метод был использован в романах «Мистерии» (1892) и «Пан» (1894). Возвышенные описания природы выражают эйфорию, которую стремился обрести и сам Гамсун, и его главный герой, Глан.

В 1898 г. 46-летний Гамсун женится на 25-летней Бергльот Бек и осенью того же года заканчивает свой лучший роман о любви – «Виктория». На рубеже веков он публикует также ряд других значительных произведений – драматическую трилогию о борьбе ученого-ницшеанца Карено за свои идеалы («У врат царства», «Игра жизни», «Вечерняя заря»), антицерковную драматическую поэму «Мункен Вендт» (1902), драму о любви «Царица Тамара» (1903), путевые записки о путешествии по России и по Кавказу «В сказочной стране» (1903), сборник стихотворений «Дикий хор» (1904) и роман о рыбацком поселке в родном Нурланне «Мечтатель» (1904).

В 1906 г. брак Гамсуна распался, и в 1909 г. он женится на Марии Андерсен, умной и одаренной женщине, с которой проживет оставшуюся часть жизни. Одна из проблем, волнующих писателя в это время, – старость. В романе «Под осенней звездой» (1907) и его продолжении «Странник играет под сурдинку» (1909), а также в пьесе «У жизни в лапах» (1910) герой приходит к выводу, что увядания всего живого требует сама природа, по сравнению с которой человеческие амбиции – ненужная мелочь.

Писатель все активнее работает в жанре публицистики: он защищает патриархальный уклад жизни, которому угрожает индустриализация, «американизм», – против него Гамсун выступал еще в 1889, после возвращения из США, в лекциях «Духовная жизнь Америки». Неприятие технического прогресса и осуждение либерально-демократических ценностей становится магистральной тенденцией всего его последующего творчества (романы «Последняя радость» – 1912, «Дети века» – 1913, «Местечко Сегельфосс» – 1915). Этими настроениями проникнут и роман «Соки земли» (1917), герои которого, несмотря ни на что, сохраняют свою вековую привязанность к земле и верность патриархальным традициям. Именно за «Соки земли» Гамсун в 1920 г. был удостоен Нобелевской премии по литературе. Читать Нобелевскую лекцию Гамсун отказался.

Вскоре Гамсун приобретает имение Нерхольм в Южной Норвегии,; он сочетает литературную работу с сельскохозяйственной. В 1920 г. появляется роман «Женщины у колодца» – о вымирании маленькой приморской деревушки, зараженной ложными, с точки зрения автора, ценностями современного мира. В 1923 г. – «Последняя глава», мрачный роман о сельском санатории.

Переживая депрессию, связанную с неблагожелательными отзывами на свои книги, Гамсун пытается лечиться методом психоанализа. Он пишет трилогию «Бродяги» (1927), «Август» (1930) и «А жизнь идет» (1933). Последний роман Гамсуна – «Кольцо замыкается» – издан в 1936 г. В нем описывается бесцельная жизнь человека, надеждам которого не суждено осуществиться.

В 1934 г. Гамсун публично приветствовал оккупацию страны нацистами. Будучи все же недоволен режимом, пытаясь сместить немецкого правителя Норвегии, Гамсун посетил Гитлера в Германии, но тот, недовольный его запросами, аудиенцию оборвал. (Это не помешало Гамсуну 7 мая 1945 опубликовать в газете некролог Гитлеру, в котором он воздавал ему должное как борцу за «права всех народов»). На сторону нацизма Гамсуна склоняли его давняя нелюбовь к Великобритании и США, симпатии к немецкой культуре и к Германии, принципиальная ориентация писателя на иррациональное «природное» начало и известный антиинтеллектуализм, наконец, главное – стойкая привычка всегда и во всем идти против течения.

Читать еще:  Аркадий давидович картины.

Тысячи читателей в знак протеста возвратили писателю его книги. В конце войны Гамсун и его жена были арестованы. В ходе расследования Мария, поверив обещанию следователей, что она сможет спасти мужа от тюремного заключения, сославшись на его психическое нездоровье, раскрыла интимные подробности их брака. Писатель был помещен в психиатрическую клинику в Осло, где провел четыре месяца, после чего его перевели в дом для престарелых в Ландвике. Разгневанный Гамсун отказался видеть жену (и это продолжалось до 1950 г.)

В 1947 г. он предстал перед судом, был признан виновным в пособничестве врагу и приговорен к денежному штрафу и конфискации имущества. Рассказ об этом судебном процессе – «По заросшим тропам» – появился в 1949 г., когда Гамсуну было 90 лет. Эта живая и яркая книга способствовала возрождению интереса к творчеству писателя.

Последние годы жизни Гамсун провел в своем поместье Норхольм, выкупленном для него издательством. Умер Гамсун 19 февраля 1952 г.

Кнут Гамсун

Гамсун Кнут (настоящая фамилия Педерсен, 1859 — 1952) — норвежский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1920 года. «Голод» — роман о молодом человеке из провинции, который мечтает.

«Соки земли» – одно из самых монументальных эпических произведений мировой литературы XX века, за которое Гамсун получил Нобелевскую премию. В пустошь, никем не обработанную лесистую местность с.

Один из лучших лирических романов выдающегося норвежского писателя Кнута Гамсуна о величии и красоте природы и трагедии неразделенной любви.

Норвежский писатель Кнут Гамсун по праву считается не просто великим писателем своей страны, — его произведения стали классикой мировой литературы. Он начал долгий путь в искусстве на рубеже двух.

Три самых известных произведения Кнута Гамсуна, в которых наиболее полно отразились основные темы его творчества.

«Голод» – во многом автобиографичный роман, принесший автору мировую славу.

История о сильной неслучившейся любви, где переплелись честь и гордыня, болезнь и смерть. И где любовь осталась единственной, мучительной, но неповторимой ценностью…

«Скитальцы» — первый роман трилогии лауреата Нобелевской премии К. Гамсуна, великого норвежского писателя. Герои этого произведения — странники, скитальцы, люди, оборвавшие корни в родных местах и не.

Один из знаковых романов для творчества Гамсуна, в котором основные принципы и темы его ранних произведений — темы провинции и «человека извне», общества и сильной личности, противостоящей ему уже.

Удивительная история необыкновенного человека.

История, где за истинными событиями жизни Августа — мечтателя, бродяги и авантюриста из маленького рыбацкого городка — проступают мотивы народной.

Кнут Педерсен — вечный мечтатель, одержимый идеей принести людям счастье и богатство.

Все его предприятия неизменно терпят фиаско на первый взгляд. Но так ли это в действительности? Ведь Кнут.

Маленький городок, где каждый дом, особенно богатый, хранит множество неприглядных тайн.

Разбитые судьбы. Загубленная любовь. Незаконные дети, ненавидящие отцов. Ложь. Предательство. Семейные.

В сентябре 1899 года великий норвежский писатель Кнут Гамсун совершил поездку через Россию на Кавказ. «В сказочном царстве» — не простая книга путевых очерков, она, по мнению скандинавских.

В «Редакторе Люнге» Гамсун дорассказал историю Дагни Хьеллан (героиня «Мистерий»), вышедшей замуж за морского офицера и ставшей светской дамой, но по-прежнему помнившей о Нагеле.В этом романе Гамсун.

В романах `Дети времени` (1913) и его продолжении `Местечко Сегельфосс` (1922) К.Гамсун рассказал историю возникновения и заката двух богатых семейств. Отношения владельца поместья Сегельфосс.

Сборник публицистических произведений великого норвежского писателя, Нобелевского лауреата, Кнута Гамсуна включает в себя одноименную остро полемическую книгу, не утратившую своей актуальности и по.

Читать еще:  Левый фронт искусства. Леф (левый фронт искусств)

«Мечтатели» – небольшое произведение, в котором с мягким юмором описываются нравы и быт маленького рыбачьего поселка в Нурланне, любимом краю детства писателя.Гамсун любил это свое детище и даже.

В романах «Дети времени» (1913) и его продолжении «Местечко Сегельфосс» (1922) К.Гамсун рассказал историю возникновения и заката двух богатых семейств. Отношения владельца поместья Сегельфосс.

Кнут гамсун произведения. Гамсун кнут

Гамсун родился 4 августа 1859 года в приходе Веге в долине Гудбрандсдален. Он был четвёртым ребёнком в семье деревенского портного Петера Педерсена. Жил в бедности, с девяти лет работал в конторе у своего дяди, затем начались годы странствий (с 1873 года), в течение которых он сменил множество занятий. Писать начал с 17 лет. Первая книга «Загадочный человек. Нурланнская любовная история» (норв. Den Gaadefulde. En kjærlighedshistorie fra Nordland) появилась в 1877 году. В молодости много путешествовал, побывав, в частности, в США. После 1888 года обосновался вКопенгагене. В 1890 году у Гамсуна выходит новаторский психологический роман «Голод» (норв.Sult), принёсший ему славу.

В 1890-е годы и особенно в 1900-е Гамсун был одним из самых популярных в мире писателей и драматургов модернизма, неоднократно переводился и был очень известен в России.

Первое издание романа «Голод» 1890

В 1898 году Гамсун женится на Берглиот Бех — этот брак продлился восемь лет. В 1909 году он женится во второй раз, на актрисе Мари Андерсен. Мари после свадьбы оставила карьеру и оставалась с Гамсуном до конца его жизни. В 1918 году супруги покупают усадьбу Нёрхольм, в которой Гамсун проведёт остаток жизни.

В 1920 году Гамсуну присуждается Нобелевская премия по литературе за монументальный труд «Соки земли» (норв.Markens Grøde). В 1943 году Гамсун передал свою медаль нобелевского лауреата министру пропаганды Третьего РейхаГеббельсу.

О своем творчестве Гамсун писал так: «Как современный психолог, я должен осветить и исследовать душу. Я должен исследовать её вдоль и поперек, со всех точек зрения, проникнуть в самые тайные глубины».

Ницше выступает также против буржуазии, выступает из таких же мотивов, что и Гамсун, за её сонность, за её «христианское» сочувствие пролетариату. Гамсуновский идеал, идеал деспота, воплощается у него в преступную фигуру Чезаре Борджиа, в ренессановские натуры, с их невинным цинизмом и холодной логикой убийства

— Юринец В. А.. Значение Плеханова для марксовой социологии искусства (1927)[3]

После прихода Гитлера к власти в Германии и во время Второй мировой войны Гамсун, ранее систематически проповедовавший немецкую культуру и выступавший против англосаксонской, встал на сторону нацистов и поддерживал Видкуна Квислинга. Однако, видя все жестокости и преступления коллаборационистского режима Квислинга, писатель разочаровался в нём. Во время своего визита в Германию в 1943 году Гамсун, встретившись с Гитлером, потребовал от него избавить Норвегию от Квислинга и Тербовена, чем привёл фюрера в ярость. После смерти Гитлера Гамсун написал некролог, в котором назвал нацистского лидера «борцом за права народов», хотя близкие отговаривали его от этого шага.

Гамсун в 1939 году.

После окончания войны Гамсун был отдан под суд. Он избежал тюремного заключения благодаря преклонному возрасту, однако был оштрафован по гражданскому иску. Позднее он описал судебный процесс в рассказе «По заросшим тропам». Сын писателя Арильд служил военным корреспондентом в специальном пропагандистском взводе, в 1943 г. вошедшем в специальный пропагандистский полк СС «Курт Эггерс».

После войны Гамсун некоторое время жил в доме для престарелых, а в 1950 году вернулся в Нёрхольм.

Писатель умер 19 февраля 1952 года. Полное собрание его сочинений вышло в свет через два года после его смерти.

Источники:

http://www.library.ru/2/lit/sections.php?a_uid=68
http://avidreaders.ru/author/knut-gamsun/
http://www.litmir.me/a/?id=2862

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж