Конспект урока на тему «пословицы и поговорки».

конспект урока «Пословицы и поговорки»

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок 4: Пословицы и поговорки

Цель урока: Показать красоту и мудрость русских пословиц и поговорок; учить толковать прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Объяснить сходство и различие двух жанровых форм фольклора.

Планируемые результаты: знание понятий малые жанры фольклора, пословицы, поговорки; умение различать две жанровые формы, уместно использовать пословицы и

  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих на уроке)
  2. Проверка домашнего задания по теме «Обрядовый фольклор».
  3. Актуализация знаний :

— Приведите примеры малых жанров устного народного творчества. Какие жанры вы знаете? (Загадки, колядки, потешки, считалки, прибаутки, пословицы, поговорки)

— Что такое пословица? (краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль)

— Какие пословицы, связанные с годичным земледельческим циклом вы подобрали? (Примерный ответ. Зимние: Задержишь снег в полях зимой – будешь с хлебом весной, Зима без снега – лето без хлеба, Много снегу – много хлеба. Весение : О масленице – Не все коту масленца, будет и Велики пост, Это Масленица идет, блин да мед несет, Маслена не на век дается. Летние Иванов день пришел – траву собирать пошел. Осенние: Спас- всему час, На второй спас бери рукавицы про запас, Кузьминки — по осени поминки.)

— Что такое поговорка? (Меткое, народное выражение, часть суждения, без вывода, без заключения)

Пословицы и поговорки живут в речи народа уже много веков. Родились они в глубокой древности и отражают все стороны жизни людей. Собирать и записывать пословицы и поговорки стали очень давно. Самым знаменитым собирателем пословиц стал Владимир Иванович Даль (1801-1872). Свою жизнь он посвятил собиранию пословиц по всей России. Он записывал пословицы и поговорки от крестьян, ремесленников и солдат и систематизировал их по различным тематикам. Владимир Иванович Даль создал капитальный труд – четыре тома «Толкового словаря живого великорусского языка», где привел множество пословиц и поговорок. Пословица играла и продолжает играть важную роль в жизни людей. Пословица и поговорка – это отражение народного сознания. Через использование пословицы люди осваивают окружающий мир. Метко и к месту сказанная пословица может заменить одно целое или несколько предложений, использование в речи пословиц важно и обязательно.

Работа в группах. Давайте выберем для каждой группы определенную тему: Родина, семья, дети, родители, труд, лень, ученье, друзья, враги, времена года. Теперь постарайтесь найти в словарях соответствующие вашим темам пословицы и поговорки, выпишите их к себе в тетради.

Каждая группа выбирает, выписывает текст в тетради и потом зачитывает найденные пословицы и поговорки перед классом.

Некоторые поговорки кажутся странными и бессмысленными, так как появились они давно и их происхождение незнакомо нам. Например поговорка «Дело-табак» идет от обычая бурлаков, входя в воду, подвязывать кисет (мешочек для табака) к горлу. Когда становилось настолько глубоко, что вода поступала к горлу, кричали : «Табак». То есть возникала опасность промочить табак, испортить его.

Поговорки «засучить рукава», «спустя рукава» становиться понятным если знать, что наши предки носили длинные рукава, закрывающие ладони рук, поэтому для работы, надо было засучить рукава. Эти поговорки когда-то имели прямой смысл, а со временем приобрели переносный.

Многие пословицы и поговорки имеют и прямой и переносный смысл. Например «Капля по капле и камень долбит» имеет прямой смысл, а в переносном означает, что упорный и долгий труд даст желаемый результат. Пословица «Куй железо пока горячо», в переносном смысле говорит о деле, не терпящем отлагательств.

  1. Развитие речи. (Работа с вопросами и заданиями рубрики «Обогащайте свою речь», 1,2, 4-6 рубрики «Развиваем свою речь» стр. 16,17. Устные рассказы по пословицам (работа в парах).
  2. Закрепление изученного материала

— Какие пословицы о пословицах вы помните «Пословица век не сломится», «Пень не околица, глупая речь не пословица» и др.

— Чем поговорки отличаются от пословиц? (пословица – это краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, а поговорка-меткое, народное выражение, часть суждения, без вывода, без заключения).

6. Подведение итогов урока

— Какую роль играют пословицы и поговорки в речи? (Пословицы и поговорки украшают нашу речь. Когда человек в своих высказываниях употребляет пословицы и поговорки, то она становится более эмоциональной и экспрессивной. Также они даруют нам мудрость. Веками народ учился и наблюдал за окружающем мире. А выводы о наблюдениях заключал в эти жемчужины мудрости).

  1. Ответить на вопросы и выполнить задание 3, 7 рубрики «Развиваем свою речь» стр. 16,17.
  2. Составить тезисный план по теме «Пословицы и поговорки».
  3. Подготовиться к конкурсу по малым жанрам фольклора.

Читать еще:  Обломов 4 часть полное содержание.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пословицы и поговорки играют роль неписаного закона человеческого бытия.

Урок проводится в 5 классе при изучении фольклора. Даёт полное представление учащимся о жанрах пословицы и поговорки. В ходе урока используются игровая технология, уделяется внимание развитию речи уча.

Урок литературы в 5 классе по теме «Пословицы и поговорки», построен в виде конкурсной программы.

Конспект урока по литературе для 6 кл. к учебнику Коровиной. Тема урока: Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки.

Тема урока: «Пословицы и поговорки».

Конспект урока по литературе6 класс»Пословицы и поговорки&quot.

Открытый урок по русскому языку на тему: «Пословицы и поговорки». 10-й класс

Класс: 10

Ход урока

1. Вводная часть (5 минут): объяснение заданий урока, деление на команды. Команды (3 по 4-6 чел.) рассаживаются за отдельные столы и получают карточки с заданиями.

2. Задание первое “Мозаика”: собрать пословицы из фрагментов.

  1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда, а мясо нарастёт.
  2. Не плюй в колодец: вылетит – не поймаешь.
  3. Были бы кости, а молчание – золото.
  4. Баба с возу – и волки сыты.
  5. Слово-серебро, тем больше дров.
  6. Ум – хорошо, а два сапога – пара.
  7. Чем дальше в лес, тем толще партизаны.
  8. Лес рубят – кобыле легче.
  9. У семи нянек вилами по воде писано.
  10. Слово не воробей, пригодится воды напиться.
  11. Щепки летят, и овцы целы.
  12. Дитя без глаза, а две головы лучше.

Ответы.

  1. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
  2. Были бы кости, а мясо нарастёт.
  3. Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.
  4. Слово – серебро, а молчание – золото.
  5. Баба с возу – кобыле легче.
  6. И волки сыты, и овцы целы.
  7. Чем дальше в лес, тем больше дров.
  8. Ум – хорошо, а две головы – лучше.
  9. Лес рубят – щепки летят.
  10. У семи нянек дитя без глаза.
  11. Слово не воробей: вылетит – не поймаешь.
  12. Два сапога – пара.
  13. Вилами по воде писано.

На это задание отводится 10 минут. За каждую пословицу и поговорку – 1 балл.

Задание второе “Перевёртыши”: опознать поговорки и пословицы, “вывернутые наизнанку”.

  1. В свою телегу ложись.
  2. Охотник охотника не различает вблизи.
  3. Коляски чистоты пугаются.
  4. Кошка мяучит – безветрие бросает.
  5. Осень век объедает.
  6. Что поздно ложиться, у того чёрт отбирает.
  7. Из хорошей лошади – даже лысины масса.
  8. Уши храбрятся – ноги лентяйничают.
  9. Множество против одного, один против многих.
  10. Двое из леса – пацифисты.

Ответы.

  1. Не в свои сани не садись.
  2. Рыбак рыбака видит издалека.
  3. Танки грязи не боятся.
  4. Собака лает – ветер носит.
  5. Весна год кормит.
  6. Кто рано встаёт, тому Бог даёт.
  7. С плохой овцы – хоть шерсти клок.
  8. Глаза боятся – руки делают.
  9. Один за всех, все за одного.
  10. Один в поле не воин.

На это задание отводится 10 минут. За каждую пословицу и поговорку – 1 балл.

Задание третье “Объяснительная”: опознать поговорку по её шуточному объяснению.

  1. В какой поговорке сказано об опасности такого сочетания учёбы с религией, которое приводит к черепно-мозговой травме?
  2. В какой поговорке говорится о том, что неправильно помещать животное позади транспортного средства?
  3. В какой поговорке сказано о недопустимости опережения предков при работе с огнём?
  4. Какая пословица говорит о событии, которое происходит в конце недели после атмосферных явлений?
  5. Какая пословица повествует о явлении, которое обязательно произойдёт, если ракообразное на возвышенности произведёт резкий звук?
  6. В какой пословице говорится о необходимости танцевальных движений от обогревательного сооружения?
  7. Какая пословица говорит о том, что нельзя выкидывать за дверь отходы, скопившиеся в доме?

Ответы.

  1. Научи дурака богу молиться – он лоб расшибёт.
  2. Не ставь телегу перед лошадью.
  3. Не лезь вперёд батьки в пекло.
  4. После дождичка в четверг.
  5. Когда рак на горе свистнет.
  6. Танцевать от печки.
  7. Не выноси сор из избы

На это задание отводится 15 минут. За каждый верный ответ – 1 балл.

Таким образом,при правильной работе команды получают 30 баллов.

Задание четвёртое: составление текстов с использованием как можно большего количества пословиц и поговорок из материала урока. Оценивается объём текста и уместность использованных выражений. От 1 до 3 баллов. На задание – 20 минут. Итоговый текст зачитывается представителем команды.

Задание пятое: сделать вывод о значении пословиц и поговорок в языке. От 1 до 3 баллов. На задание – 5 минут.

3. Подведение итогов(5 минут). Игроки команды-лидера “5”; вторые – “4”; третьи – “3”.

4. Домашнее задание(5 минут): подобрать 5-6 пословиц и поговорок, не использованных в уроке, и придумать им шуточное толкование.

Итого на всю работу – 75 минут (1 урок + 30 минут). Оставшееся время используется на приведение кабинета в рабочий вид.

Для работы на уроке командам выдаются листы-черновики. Записи можно использовать при подведении итогов.

Учитель может взять в помощь арбитров из числа учащихся (по 1 от команды) или присутствующих на уроке коллег.

Цели урока:

  1. Развитие речи.
  2. Развитие интеллекта.
  3. Знакомство с богатством русского языка.
  4. Обучение использованию в речи пословиц и поговорок.
  5. Снятие негатива по отношению к урокам русского языка.
  6. Патриотическое воспитание(любовь к родному языку).
  7. Избавление от слов-паразитов(типа, блин, вот и т. д.).
  8. Развитие умения работы в коллективе (командная игра).

Читать еще:  Дома вдовца краткое содержание. Джордж Бернард Шоу

Выводы о роли поговорок и пословиц: содержат вековую народную мудрость; поучают и предостерегают в ненавязчивой форме; обогащают язык; украшают речь.

Методическое обоснование урока “Русские пословицы и поговорки”

Если принять во внимание уровень интеллекта учащихся, неприязнь к урокам русского языка, неразвитую речь, незнание богатейшего словесного наследия, засорённость речи словами-паразитами, — становится ясна необходимость игровых уроков по русскому языку, в частности, по развитию речи.

Целями разработанного урока являются следующие:

  1. Развитие интеллекта.
  2. Развитие речи.
  3. Знакомство с богатством русского языка.
  4. Обучение использованию в речи пословиц и поговорок.
  5. Снятие негатива по отношению к урокам русского языка.
  6. Избавление от слов-паразитов.
  7. Патриотическое воспитание (любовь к родному языку).
  8. Развитие умения работать в коллективе (командная игра).

Для использования на уроке предлагаются как широко известные, так и редко употребляемые выражения, а также шуточные слоганы последних 10-летий.

Идеальное оформление урока выглядело бы так: столы с вышитыми скатертями, вышитые изделия на стенах (полотенца, салфетки), деревянные игрушки и другие изделия из дерева, русские костюмы на преподавателе и учениках.

Поскольку возможности такой нет, будет оформлен в русском стиле стол учителя: скатерть, посуда, игрушки, предметы быта. Используется также прялка.

По моему убеждению, данный антураж должен способствовать погружению в атмосферу игры, русского духа, а также снятию негативного отношения к уроку. Поскольку данный урок – игра, он подразумевает некую смехотворящую, шуточную обстановку.

Конечно, цели урока остаются серьёзными. Необходимо добиться того, чтобы были разгаданы все поговорки и пословицы (пусть и с помощью учителя). Необходимо составление текста с целью обучить правильному пониманию и использованию выражений. Нужно подвести учащихся к выводу о значимости пословиц и поговорок для русского языка и русского человека:

  1. Содержат вековую народную мудрость.
  2. Поучают и предостерегают в ненавязчивой форме.
  3. Обогащают язык.
  4. Украшают речь.

Кроме того, ученики должны понять, что уроки русского языка могут быть весьма интересны, а сам язык гораздо ярче и богаче, чем привычные словечки и штампы.

Я считаю, что уроки такого типа могут и должны прививать ребятам любовь к родной речи и развивать их речевую культуру.

Пословица – краткое, устойчивое, ритмически организованное образное изречение, обладающее способностью к многозначному употреблению в речи по принципу аналогии. Они обобщают социально-исторический и житейски-бытовой опыт народа. К признакам пословицы можно отнести поучительность и категоричность утверждения или отрицания (“именно так и никак иначе”). В условиях отсутствия письменности именно ритмичность помогала точному запоминанию пословиц.

Темы пословиц: язычество (Кукушка кукует – горе вещует); христианство (Церкви не овины, в них образа все едины); патриархальный уклад жизни (Всякий дом на большую голову стоит); крепостные порядки (Нужда учит, а барщина мучит); патриотизм (С родной земли умри – не сходи); укрепление государственности ; классовые противоречия (В суде убогий с богатым всегда будет виноватым); сатирические (Дьяк у места, что кот у теста); надежда на доброго царя (Не ведает царь, что делает псарь); торговля (Деньга деньгу куёт, На торгу деньга проказлива); отношения в семье (Хозяйкой дом стоит); народная философия (Нет худа без добра, Всё идёт своим чередом).

Не давая развёрнутого изображения, пословицы используют иносказания, имена собственные, тавтологию, метонимию, антитезу, иронию: Сытое брюхо к ученью глухо; Много слов, а мало дел; Репа животу не укрепа; Век живи – век учись и т.д.

Поговорка – общепринятое образное выражение, существующее для эмоциональных оценок и применяющееся по принципу аналогии к ряду сходных жизненных явлений: Надоел хуже горькой редьки; Свалился как снег на голову; Чужими руками жар загребать. Поговорка отличается от пословицы конкретной темой, образом.

Поговорка – это либо лицо, либо действие, либо обстоятельство: Свинья под дубом; В карман за словом не лезет; Семь вёрст до небес и всё лесом.

Конспект занятия «Пословицы и поговорки — мудрость народа»

Ление Кадировна
Конспект занятия «Пословицы и поговорки — мудрость народа»

Тема: «Пословицы и поговорки — мудрость народа»

Цель: рассказать о ценности пословиц и поговорок, способствовать расширению кругозора и обогащению словарного запаса обучающихся.

1. Развитие интеллектуальных, и творческих способностей обучающихся;

2. Выработать умения обоснованного употребления пословиц в речи;

3. Прививать интерес к устному народному творчеству;

4. Речевое развитие и обогащение словаря обучающихся;

Наглядность и оборудование:

— презентация «Пословицы и поговорки»

Ход мероприятия

Воспитатель: — У русского народа очень много пословиц и поговорок. Пожалуй, больше чем у многих других народов мира. Эти мудрые изречения создавались и накапливались в течении многих веков. В них отражены повседневная жизнь людей, условия труда, культура.

Как правило, пословицы и поговорки легко запоминаются. В одном предложении заключён огромный смысл, есть ритм, рифма. Каждое слово весомо, содержательно и точно. О ценности русских пословиц, и поговорок сказано в них самих. Слайд 1

Чем пословица отличается от поговорки?

Пословицы — это краткие изречения, выражающие житейскую мудрость народа. Поговорка, как и пословица, — остроумное, меткое народное суждение, краткое по форме. Пословицы отличаются от поговорок своей законченностью. Пословица — законченная мысль, поговорка — только часть суждения. Слайд 2.

Читать еще:  Философские сказки читать онлайн. Философские сказки

-Отгадайте, где пословица, а где поговорка?

*Человек без Родины – что соловей без песни. (Пословица)

*Как сыр в масле катается. (Поговорка)

*Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож. (Пословица)

*Готовь сани летом, зимой — телегу. (Пословица)

*Говорит — что рублём дарит. (Поговорка) Слайд 3

Сегодня мы проверим, хорошо ли вы знаете пословицы и поговорки!

Воспитатель: — Ребята, послушайте маленькие рассказы и попробуйте подобрать к каждому из них подходящую пословицу.

Жил-был мальчик Петя Солнцев. Не был он ни умным, ни глупым, ни отличником, ни двоечником, ни ленивым, ни трудолюбивым. Средний был мальчуган.

Однажды Пете задали много уроков. Но его так одолела лень, что он сначала час читал книгу, потом тридцать минут смотрел телевизор, а потом пошел с друзьями играть в футбол. Он играл так долго, что, придя домой, не имел уже ни сил, ни времени и ни желания делать уроки. И Петя решил их не делать.

На следующий день, когда мальчик пошел в школу, была контрольная. Петя получил двойку, потому что он совсем не учил уроки.

(Всему своё время; Делу – время, а потехе – час; Лень – прежде тебя родилась.)Слайд 4

Некоторые люди, когда опаздывают на работу, нарушают правила и проезжают на красный сигнал светофора. За это их останавливает работник ГАИ и штрафует. И они еще больше опаздывают на работу. (Тише едешь, дальше будешь.) Слайд 5

Жил-был бедный художник. У него было много друзей. Однажды он заболел. Ему нужна была дорогая операция, но у него не было денег. Тогда все его друзья привезли деньги. Художнику сделали операцию, и он выздоровел.

(Не имей сто рублей, а имей сто друзей.) Слайд 6.

Давайте с вами поиграем. Разделимся на две команды. За правильно выполненные задания командам начисляются баллы. Та команда, которая наберёт большее количество баллов – и выиграет!

Наш первый конкурс – «Разминка».

Задание – продолжить пословицы и поговорки:

1. Что посеешь… (то и пожнешь).

2. Без труда… (не выловить и рыбку из пруда).

3. Сделал дело… (гуляй смело).

4. В гостях хорошо… (а дома лучше).

5. Взялся за гуж… (не говори, что не дюж).

6. С кем поведешься… (от того и наберешься).

7. Готовь сани летом… (а телегу зимой).

8. Как аукнется… (так и откликнется).

9. За двумя зайцами погонишься… (ни одного не поймаешь).

10. Заставь дурака богу молиться… (он себе и лоб расшибет).

11. Сколько волка не корми… (а он все в лес смотрит).

12. Чем дальше в лес… (тем больше дров). И др.

Дидактическая игра «Путаница»

(Каждая команда получает карточки на которых написаны части пословиц. Задача ребят собрать пословицы из двух частей)

— В каждой игре есть победители и проигравшие. Но, несмотря на это, можно сказать, что в нашей сегодняшней игре проигравших нет, так как каждый из вас получил новые знания о пословицах и поговорках о труде, а значит, стал умнее и смог лучше узнать культуру русского народа.

Конспект занятия «Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки» Схема конспекта занятия. Аттестуемый педагог Дронина Анна Владимировна Предмет фольклор Возраст детей: 10-11 лет Тема занятия: «Малые жанры.

Загадки, пословицы, поговорки, приметы, стихи, потешки о птицах Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №11 «Богатырь» города Курчатова Курской области Картотека.

Конспект занятия «Кубанский народный фольклор — пословицы и поговорки» в подготовительной группе Работа с детьми в Кубанском музее. «Кубанский народный фольклор — пословицы и поговорки». Задачи: познакомить детей с пословицами и поговорками,.

Логопедический фольклор «Пословицы и поговорки» Логопедический фольклор. Фольклор — народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения.

Народные приметы о живой и неживой природе по сезонам, пословицы, поговорки, загадки о природных явлениях Народные приметы о живой и не живой природе по сезонам Зима Снежный и вьюжный январь – к дождливому июлю. Крупные хлопья снега – к мокрой.

Пословицы и поговорки как средство умственного воспитания дошкольников Развитие ребенка Существуют различные средства и технологии умственного воспитания для детей. Одним из эффективных и простых способов является.

Пословицы и поговорки о семье Когда нет семьи, так и дома нет. Люблю своих детей, но внуки милей. На что и клад, когда в семье лад. Нет друга супротив родного брата.

Пословицы и поговорки по лексическим темам, в том числе с учетом регионального компонента: казачьи пословицы и поговорки Месяц Неделя Тема недели Пословицы и поговорки по лексическим темам Пословицы и поговорки (казачьи) Сентябрь 1-2 Мониторинг. День знаний.

Пословицы и поговорки про растения Пословицы и поговорки про растения. • Растенье — земли украшенье. • Зеленая ограда — живая отрада. • Зеленый наряд радует взгляд. • Сломить.

Загадки, пословицы и поговорки о растениях и животных. Приложение к проекту «Будь другом природе!» Приложение 5 Загадки о растениях Под сугробом он растет, Он мачеха, и мать, Снеговую воду пьет. Как цветочек, этот звать (Подснежник).

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/rodnoy-yazyk-i-literatura/library/2018/11/05/konspekt-uroka-po-teme-poslovitsy-i-pogovorki
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/312997/
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-802238.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж