Коренные народы Сибири: Манси.

Долгие столетия народы Сибири жили в небольших поселениях. В каждом отдельном населенном пункте проживал свой род. Жители Сибири дружили между собой, вели совместное хозяйство, часто являлись родственниками друг другу и вели активный образ жизни. Но за счет обширной территории Сибирского края, эти деревни находились далеко друг от друга. Так, например, жители одной деревни вели уже свой образ жизни и говорили на непонятном языке для своих соседей. Со временем, некоторые поселения исчезали, а некоторые, становились больше и активно развивались.

История народонаселения в Сибири.

Первыми коренными жителями Сибири принято считать племена самодийцев. Они населяли северную часть. К их основному занятию можно отнести оленеводство и ловлю рыбы. Южнее обитали племена манси, которые жили за счет охоты. Главным их промыслом была добыча пушнины, которой они расплачивались за своих будущих жен и покупали необходимые для жизни товары.

Верховья Оби населяли тюрские племена. Их основным занятием являлось кочевое скотоводство и кузнечный промысел. Западнее Байкала жили бурята, которые прославились своим железоделательным ремеслом.

Самую большую территорию от Енисея и до Охотского моря населяли тунгусские племена. Среди них было множество охотников, рыболовов, оленеводов, некоторые занимались ремеслом.

Вдоль берега Чукотского моря, расположились эскимосы (около 4 тыс. человек). По сравнению с другими народами того времени, у эскимосов было самое медленное социальное развитие. Орудие труда было сделано из камня либо дерева,. К основным хозяйственным занятием можно отнести собирательство и охоту.

Главным способом выживания первых поселенцев Сибирского края была охота, оленеводство и добыча пушнины, которая являлась валютой того времени.

К концу XVII века самыми развитыми народами Сибири были буряты и якуты. Татары являлись единственным народом, которые до прихода русских, успели организовать государственную власть.

К самым крупным народам до русской колонизации можно отнести следующие народы: ительмены ( коренные жители Камчатки), юкагиры (населяли основную территорию тундры), нивхи (жители Сахалина), тувинцы (коренное население Республики Тувы), сибирские татары (располагались на территории Южной Сибири от Урала до Енисея) и селькупы (жители Западной Сибири).

Коренные народы Сибири в современном мире.

Согласно Конституции РФ каждый народ России получил право на национальное самоопределение и идентификацию. С момента распада СССР Россия официально превратилась в многонациональное государство и сохранение культуры малых и исчезающих народностей стало одним из государственных приоритетов. Не обошли вниманием здесь и сибирские коренные народы: некоторые из них получили право на самоуправление в автономных округах, другие же образовали собственные республики в составе новой России. Совсем малочисленные и исчезающие народности пользуются всесторонней поддержкой государства, и усилия многих людей направлены на сохранение их культуры и традиций.

В рамках данного обзора мы дадим краткую характеристику каждому сибирскому народу, численность которого больше либо приближается к 7 тысячам человек. Более мелкие народы сложно охарактеризовать, поэтому мы ограничимся их названием и численностью. Итак, начнем.

  1. Якуты – самый многочисленный из сибирских народов. Согласно последних данных, численность якутов составляет 478 100 человек. В современной России якуты одни из немногих народностей, которые имеют собственную республику, причем её площадь сравнима с площадью среднестатистического европейского государства. Республика Якутия (Саха) территориально расположена в Дальневосточном Федеральном Округе, однако этнос «Якуты» всегда считался коренным сибирским народом. Якуты обладают интересной культурой и традициями. Это один из немногих народов Сибири, имеющий собственный эпос.
  2. Буряты – это еще один сибирский народ с собственной республикой. Столица Бурятии – город Улан-Уде, расположенный к востоку от озера Байкал. Численность бурятов составляет 461 389 человек. В Сибири широко известна бурятская кухня, по праву считающаяся одной из лучших среди этнических. Достаточно интересна история этого народа, его легенды и традиции. Кстати, Республика Бурятия – это один из основных центров буддизма в России.
  3. Тувинцы. Согласно последней переписи населения, 263 934 идентифицировали себя как представители тувинского народа. Республика Тыва – одна из четырех этнических республик Сибирского Федерального Округа. Её столица – город Кызыл с населением в 110 тысяч человек. Общее население республики приближается к 300 тысячам. Здесь также процветает буддизм, а традиции тувинцев говорят еще и о шаманизме.
  4. Хакасы – один из коренных народов Сибири численностью в 72 959 человек. Сегодня имеют собственную республику в составе Сибирского Федерального Округа и со столицей в городе Абакан. Этот древний народ издавна жил на землях к западу от Великого Озера (Байкал). Он никогда не был многочисленен, что не помешало ему пронести сквозь века свою самобытность, культуру и традиции.
  5. Алтайцы. Место их проживания довольно компактно – это Алтайская горная система. Сегодня алтайцы проживают в двух субъектах Российской Федерации — Республике Алтай и Алтайском Крае. Численность этноса «алтайцы» составляет около 71 тысячи человек, что позволяет говорить о них, как о достаточно крупном народе. Религия – шаманизм и буддизм. Алтайцы имеют собственный эпос и ярко выраженную национальную принадлежность, не позволяющие спутать их с другими сибирскими народами. Этот горный народ обладает многовековой историей и интереснейшими легендами.
  6. Ненцы – один из малых сибирских народов, компактно проживающих в районе Кольского полуострова. Его численность в 44 640 человек позволяет отнести его к малым народам, традиции и культура которых охраняется государством. Ненцы – кочевники-оленеводы. Они принадлежат к так называемой самодийской народной группе. За годы XX века численность ненцев выросла примерно вдвое, что говорит об эффективности государственной политики в области сохранения малых народов Севера. Ненцы имеют собственный язык и устный эпос.
  7. Эвенки – народ, преимущественно проживающий на территории Республики Саха. Численность этого народа в России составляет 38 396 человек, часть из которых проживает в сопредельных с Якутией областях. Стоит сказать, что это примерно половина от общей численности этноса – примерно столько же эвенков проживает в Китае и Монголии. Эвенки – народ маньчжурской группы, не обладающий собственным языком и эпосом. Родным языком эвенков считается тунгусский. Эвенки – прирожденные охотники и следопыты.
  8. Ханты – коренной народ Сибири, относящийся к угорской группе. Большинство хантов проживает на территории Ханты-Мансийского Автономного Округа, находящегося в составе Уральского Федерального Округа России. Общая численность хантов составляет 30 943 человека. На территории Сибирского Федерального округа проживает порядка 35% хантов, причем львиная их доля приходится на Ямало-Ненецкий АО. Традиционные занятия хантов – рыбная ловля, охота и оленеводство. Религия предков – шаманизм, однако в последнее время все больше хантов причисляют себя к православным христианам.
  9. Эвены – народ, родственный эвенкам. По одной из версий они представляют собой эвенкийскую группу, которая была отсечена от основного ореола проживания продвигающимися на юг якутами. Долгое время вдали от основного этноса сделало эвенов отдельным народом. На сегодняшний день их численность составляет 21 830 человек. Язык – тунгусский. Места проживания – Камчатка, Магаданская область, Республика Саха.
  10. Чукчи – кочевой сибирский народ, который занимается в основном оленеводством и проживает на территории Чукотского Полуострова. Их численность составляет около 16 тысяч человек. Чукчи относятся к монголоидной расе и по мнению многих антропологов являются коренными аборигенами Крайнего Севера. Основная религия – анимизм. Коренные промыслы – охота и оленеводство.
  11. Шорцы – тюркоязычный народ, живущий в юговосточной части Западной Сибири, главным образом на юге Кемеровской области (в Таштагольском, Новокузнецком, Междуреченском, Мысковском, Осинниковском и др. районах). Их численность составляет порядка 13 тысяч человек. Основная религия – шаманизм. Шорский эпос представляет научный интерес в первую очередь своей самобытностью и древностью. История народа восходит к VI веку. Сегодня традиции шорцев сохранились лишь в Шерегеше, та как большая часть этноса переехала в города и в значительной степени ассимилировалась.
  12. Манси. Этот народ известен русским еще с момента начала основания Сибири. Еще Иван Грозный посылал рать против манси, что говорит о том, что они были достаточно многочисленны и сильны. Самоназвание этого народа – вогулы. У них свой язык, достаточно развитый эпос. На сегодняшний день местом их проживания является территория Ханты-Мансийского АО. Согласно последней переписи населения, 12 269 человек идентифицировали себя как принадлежащие к этносу манси.
  13. Нанайцы – малочисленный народ, проживающий по берегам реки Амур на Дальнем Востоке России. Относящиеся к байкальскому этнотипу, нанайцы по праву считаются одним из древнейших коренных народов Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день численность нанайцев в России составляет 12 160 человек. У нанайцев есть собственный язык, корнями уходящий в тунгусский. Письменность существует только у российских нанайцев и основана на кириллическом алфавите.
  14. Коряки – коренной народ Камчатского края. Различают береговых и тундровых коряков. Коряки в основном оленеводы и рыболовы. Религия этого этноса – шаманизм. Численность – 8 743 человека.
  15. Долганы – народность, проживающая в долгано-ненецком муниципальном районе Красноярского Края. Численность – 7 885 человек.
  16. Сибирские татары – пожалуй самый известный, однако сегодня немногочисленный сибирский народ. Согласно последней переписи населения в качестве сибирских татар самоидентифицировались 6 779 человек. Однако ученые говорят о том, что на самом деле их численность намного больше – по некоторым оценкам до 100 000 человек.
  17. Сойоты – коренной народ Сибири, являющийся потомком саянских самоедов. Компактно проживает на территории современной Бурятии. Численность сойотов составляет 5 579 человек.
  18. Нивхи – коренной народ острова Сахалин. Сейчас проживают и на континентальной части в устье реки Амур. На 2010 год численность нивхов – 5 162 человека.
  19. Селькупы проживают в северных частях Тюменской, Томской областей и на территории Красноярского Края. Численность этого этноса составляет около 4 тысяч человек.
  20. Ительмены – это еще один коренной народ полуострова Камчатка. Сегодня практически все представители этноса проживают на западе Камчатки и в Магаданской Области. Численность ительменов составляет 3 180 человек.
  21. Телеуты – тюркоязычный малый сибирский народ, проживающий на юге Кемеровской Области. Этнос очень тесно связан с алтайцами. Его численность приближается к 2 с половиной тысячам.
  22. Среди иных малочисленных народов Сибири часто выделяют такие этносы как «кеты», «чуванцы», «нганасаны», «тофалгары», «орочи», «негидальцы», «алеуты», «чулымцы», «ороки», «тазы», «энцы», «алюторцы» и «кереки». Стоит сказать, что численность каждого из них составляет менее 1 тысячи человек, так что их культура и традиции уже практически не сохранились.

Читать еще:  Столото на русском языке. Личный кабинет столото

Ханты и манси — самые загадочные народы Сибири.

Ханты и манси – это два финно-угорских народа, близких по культуре и языку.
Проживают эти народы в Западной Сибири, в ее северной части, преимущественно в Томской, Тюменской и Свердловской областях.

Тысячи лет назад, из племён неолитической культуры образовались две северные народности – ханты и манси*.

До 1930 годов их называли вогулами.

И в наше время эти российские народы сохранили свои древние традиции: шаманизм, язычество и поклонение тотемам.

Ханты и манси, так же, как и их предки, занимаются скотоводством и охотой.

Основную часть территории округа представляет собой непроходимые леса и тайгу, местами сильно заболоченную.

Среди них расположено более 25 тысяч озёр, богатых рыбой и водоплавающими птицами. В лесах водятся олени и другие дикие животные.

Территорию Ханты-Мансийского округа пересекают две полноводные реки — Обь и Иртыш, крупнейшие в России.

Издревле основным занятием местного населения была охота, рыболовство и оленеводство.

Женщины занимались рукоделием – тканеплетением, вышивкой.

Национальные костюмы ханты и манси отличаются яркими вышивками и аппликациями.

В обрядах и праздниках этих северных народов отложился огромный опыт человечества в освоении Севера.

Огромную роль в жизни народов ханты и манси играют самые разные запреты, например нельзя ранить землю острыми предметами.

В местах поселений этих народов существуют участки земли, на которые не должна ступать нога человека, в случае если необходимо было перейти то место, к обуви привязывали бересту.

Проходя мимо таких запретных мест, нужно было совершить определенные обряды, например, принести и пожертвовать пищу или приклад из ткани.

Во время жертвования принято было обращаться к духам, хозяевам этих мест.

Род — основа основ для народов ханты и манси.

Один род считает своим предком медведя, другой — лося или волка.

У такого священного животного должно быть культовое место рядом с общим поселением, чтобы его потомки могли воздавать ему почести и приносить жертву.Родственные связи у ханты и манси очень сильны. Каждому роду присущ особый знак.

По сей день у ханты и манси при обращении друг к другу родственные связи значат больше, чем имена. Кто кому и кем приходится — для обозначения этих понятий в этих языках существует более ста слов!

Глава семьи у коренных северян — всегда мужчина, а женщина — его верная спутница.

Женские и мужские семейные обязанности строго разделены. Женщине запрещено брать мужские вещи.

Современные ханты и манси очень радушны и любят гостей.

Гостю дарят подарки, угощают самыми вкусными лакомствами, он всегда желанный человек в доме.

Особый случай — это большие праздники, например, «Медвежий праздник».

Его устраивал один род и созывал гостей из других родов.

Священные обряды, танцы, застолье — это и важное событие, и грандиозное зрелище,

Читать еще:  Конкурс белые ночи. Фестиваль берещенье

но в первую очередь — таинство приобщения, «вкушения плоти и крови» первопредка — медведя.

Отношение к мясу священного животного — особенное.

Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам.

Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски.

Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками.

Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти.

В северном доме принято, чтобы прибывших встречал глава семьи и его ближайшие родственники-мужчины.

Хозяйка тем временем готовится ко встрече в доме, накрывает на стол. Гости входят по порядку: сперва мужчины, затем женщины и дети.

Следует обмен приветствиями, а потом прибывших усаживают на почетное место — за очагом, напротив входа.

За столом не принято говорить, что объелся, оставлять еду недоеденной, есть в головном уборе и стоя.

Также нельзя выходить из-за стола во время угощения.

Но если все-таки необходимо отлучиться на время, гость говорит хозяевам: «стол держите».

Но вот приходит время прощаться: гостей угощают, дают еду в дорогу; перед самым отъездом гости кланяются родовым реликвиям семьи.

После отъезда гостей о них стараются не говорить и не вспоминать часто, а если и думать — то только хорошее!

Эти народы, которых в XV веке русские называли югрой, остяками и вогулами, уже платили дань сибирскому хану Кучуму, для виду принимая ислам, но на самом деле продолжали поклоняться языческим божествам и приносили идолам кровавые жертвы — часто человеческие.

Столкновения русских с народами Урала носили кровопролитный характер и заканчивались пленением то для хантов и манси, то для русских.

К сожалению, надо признать, что и русские тоже не отличались милосердием.

Так что жестокость была взаимной.

Войны с уграми

Известно, что уже в конце XV века было предпринято масштабное покорение края отрядом во главе с воеводой Семеном Курбским и воеводами Василием Гавриловым и Петром Ушатым.

Под предводительством воевод находились лихие люди — ушкуйники, татары и удмурты.

Литературные источники описывают взятие 40 местных городков, захват добычи, убийство мирных самоедов, пленение больше тысячи местных жителей и 50 князей, многие из которых были свезены к Ивану III в Москву, где получили от него жалованную грамоту и свободу.

Но окончательное присоединение произошло лишь в конце XVI века и было связано с уничтожением конкурирующего Сибирского ханства и походом воеводы Мансурова на остяков.

Ханты или манси передвигались часто по ночам, скрытно, устраивали засады, нападали неожиданно, заставая русских врасплох.

Например, однажды они сплавились по реке до лагеря русских, держась за стволы деревьев и прикрываясь еловыми ветками, а когда деревья доплыли до лагеря, неожиданно появились из воды и перебили врагов.

По отношению к врагам ханты и манси были жестокими.

Это единственный народ на территории России, который вплоть до начала XX века сохранил обычай скальпирования врагов.

Связан этот обычай был с верованиями угров, будто одна из пяти душ, которыми обладает мужчина, находится в его волосах.

И если вырвать их с корнем, то дух воина никогда не воскреснет, а значит, врага бояться больше не надо. Он не вернется с того света и не сможет отомстить.

Об этом зверском обычае писал монах из Венгрии Йоганка, который описывал, что в Сибири есть народ, который «стаскивает с мертвых кожу с волосами и почитает ее, словно божество».

Действительно, у угров был распространен обычай подносить скальпы врагов своим богам и развешивать их на деревьях.

При этом сложно сказать, когда именно уральские народы скальпировали врагов — сразу после смерти или еще до нее.

Участь пленных была ужасна

Но как же угры поступали в пленными?

Оказывается, пленных ханты убивали и обезглавливали, а головы ради какого-то обряда выставляли вокруг озера вперемешку с собачьими головами.

Хантами были перебиты 30 русских мужчин — уроженцев села Войтехово, которое находится недалеко от города Березова.

Воинственные таежные охотники нашли стоянку местных жителей в тайге по лаю собак и всех перебили, напав ночью, после чего оскальпировали.

Историк Елена Валерьевна Перевалова, специализирующаяся на народах Урала, в работе «Войны и миграции северных хантов» рассказывает о войнах хантов с самоедами.

Она упоминает о «клятве вечного мира», который самоеды*** были вынуждены заключить с хантами.

Историк упоминает и о капище хантского рода Тайшиных на мысу Ангал, где регулярно совершались человеческие жертвы.

Игумен Иринарх (очевидно, Соловецкий) записал сказание, по которому после того, как остяки победили самоедов, они обезглавили их, а головы отнесли в свое святилище — к ручью, где насадили на копья и оставили как жертву богам.

Перевалова пишет, что «остяцкие князья» держали пленных самоедов не только для приношения жертв, но и принуждали их работать на себя, используя как рабочую силу. Отношение к рабам было жестоким — например, князек Гында Момиков имел 13 рабов и морил их голодом.

Как видим, отношение к русским мало отличалось от отношения хантов и манси к другим народам.

То есть русских точно так же брали в плен, но из осторожности не заставляли работать на себя.

Их убивали, как сильных и злых противников, потом скальпировали, развешивая скальпы на деревьях, либо использовали тела для ритуальных целей — выставляли головы на копьях напоказ для устрашения, а тела могли съесть.

Пленных, особенно самых сильных и ловких, приносили в жертву идолам, скрепляя их кровью и плотью договоры или надеясь таким образом получить силу врага.

Ханты и манси были настолько привержены своим диким верованиям, что русским приходилось учитывать это и изобретать разные способы заключения договора, чтобы уважить местные народы, но и самим не испоганиться — не отречься от православной веры.

Среди ханты и манси есть и христиане, но несмотря на различные вероисповедания, они все равно остаются язычниками.

Верят в нескольких богов, и даже приносят им «жертвы».

Православные иконы воспринимаются ими как их языческие изображения, а сами святые заняли места верховных божеств, например, Дева Мария считается у них богиней земли.

В народном эпосе говорилось, что у людей несколько душ, причем у мужчин – пять или семь, а у женщин – четыре.

После смерти, одна должна была вселиться в новорожденного ребенка, а вторая — перейти в мир мертвых.

Кстати, в любимых многими сказах Бажова очень много персонажей из эпоса уральских народов.

Так, Олень Серебряное копытце взят из мифа про небесного лося, под ноги которому ставили блюдо из серебра.

Читать еще:  Русские мультфильмы 21 века.

А дух огня, которого представляли в виде женщины в красной одежде, стал прообразом Огневушки-поскакушки.

В одной из хантыйских сказок, отец с матерью предали огню свою дочь, чтобы тот смилостивился над ними.

*. Манси-народ.

Самым известным представителем народа манси является Мэр г.Москвы С.Собянин,

хотя в своей автобиографии для избирательной комиссии на пост губернатора Тюменской области Собянин назвал себя русским и опроверг информацию о том, что он – представитель народности манси, о чем написано в некоторых справочниках и энциклопедиях.

* *приведение к шерту.

***. Самоеды.

Самоеды, они же Самодийцы — общее название коренных малочисленных народов России:

ненцев, энцев, нганасан, селькупов и ныне исчезнувших саянских самодийцев (камасинцев, койбал, моторов, тайгийцев, карагасов и сойотов)

Чем отличаются ханты от манси

На первый взгляд эти родственные народы трудно различить: и ханты, и манси относят к уральской расе и считают коренными народами древнего Урала.
Похожи обские угры и внешне: у них низкий рост – около 155–160 сантиметров, субтильное телосложение, выраженные монголоидные черты (у женщин они выражены ярче, чем у мужчин, приплюснутые в переносице носы с приподнятым кончиком, черные волосы, черные, карие или зеленые глаза, широкий рот с узкими губами и подбородок, который или выступает средне или «убегает».
Но все-таки это два разных народа.

Расселение и род занятий

Манси (вогулы) раньше жили на западных склонах Уральских гор, но начиная с XI века были вытеснены оттуда сначала коми, а затем и русскими, и были вынуждены отступить св Зауралье. Главным занятием вогулов были и остаются охота, рыбалка и (у оседлых) скотоводство. Основное жилье у манси – чум, крытый берестой или шкурами, зимой – рубленые избы с земляной крышей, отапливаемые чувалом – очагом, сложенным из жердей, обмазанных глиной.
Ханты всегда жили восточнее Уральских гор, расселялись по долинам рек Иртыш, Васюган, Обь, Конда. Занимались охотой, рыбалкой, оленеводством, которое, возможно, переняли в своих соседей – ненцев. Жили в чумах, но на местах постоянной охоты или рыбалки ставили и деревянные избушки или делали землянки и полуземлянки, которые закрывали сверху дерном и землей.

Происхождение

И ханты и манси относят к потомкам древних и таинственных угров, которые пришли на Урал с юга – из степей Казахстана и лесостепей Западной Сибири.
Антропологи считают, что манси сформировались в I тысячелетии в результате смешения угров с автохтонными племенами Урала – об этом говорит сочетание в культуре манси обычаев степняков и таежников. Самоназвание народа – манси значит «человек» и происходит от праугорского слова mańćɜ, что означает «мужчина».
Ученые Вячеслав Григорьевич Моисеев и К. де ла Фуенте в статье «Популяционная история коренного населения Сибири» говорят о том, что антропологически и культурно манси схожи с селькупами (остяками-самоедами), живущими по соседству, и с саамами–лопарями, живущими на севере европейской части России, а генетически схожи с группами юкагиров, живущих на Чукотке.
История племен ханты тоже насчитывает около тысячи лет. Это народ образовался от смешения пришлых угров и аборигенных племен. Самоеды: нганасаны, ненцы и селькупы называли хантов «чужими» – «ярган». Ханты называли себя – хантэ, что значило – человек. Генетики наблюдают родство хантов с приуральскими народами и с народами Горного Алтая и Средней Азии.
Но как единый народ ханты оформился из отдельных племен только при советской власти.

Организация

Народ манси разделяется на две социальные группы – фратрии. Одна называется Пор, вторая – Мось; группы имеют культурные различия. Во группе Пор преобладают традиции охотников и рыболовов Урала, тотемом группы считают медведя, а в группе Мось преобладают традиции степняков, ее члены считают своим предком прародительницу Калтащ. Невест манси всегда брали из другой группы.
Социальная организация манси была сложной – у них были свои князья, которые владели дружинами, свои воеводы. Мансийский письменный язык существует с 1931 года – на основе латинского алфавита, и с 1937 года – на основе кириллицы.
Ханты более раздроблены этнически, у них существует не менее 13 диалектов, что осложняло создание письменности. Например, у них есть прииртышское, обдорское, приобское, сургутское, вах-васюганское, щурышкарское наречия. Письменность для некоторых диалектов была создана только в 1950-х годах.
Этнографы выделяют три крупные группы хантов: восточные, северные и южные, которые по большей части смешались в русским и татарским населением Прииртышья. Восточные ханты имеют палеосибирский характер культуры и наименьшее присутствие в их крови угорского компонента. А южные имеют ряд черт степняков – это культ коня и коновязи, танцы с саблями.

Религия

И тот и другой народы одухотворяют природу и верят в реинкарнацию людей. Их основными богами считаются верховный бог Нумии-Торум, его сын Полум-Торум, который заведует животным миром, Мир-суснэ-хум, надзиратель над миром людей, Калтащ-эква — богиня земли и Хотал-эква — богиня солнца. Есть боги луны, огня, грома: духи обитают в реках и в лесу, на горах и в небе. Мир разделен на три сферы – нижняя верхняя и мир людей.
Манси поклонялись Золотой бабе – некоему идолу, которого сказочник Божов изобразил в виде Огневушки-поскакушки, и чтили Великого небесного лося. В каждом доме и в каждом поселении существовали свои тотемы в виде стрекоз и птиц. Манси верили в «Лесную деву» – Мис нэ, которая приносит охотнику удачу и почитали старика Йибы-ойка (филина). Они почитали выветренные скалы Урала, как живых существ и праздновали «День медведя». Особо выделяется в их фольклоре легенды о Всемирном потопе.
Существовало у манси и реликтовое верование в великанов, которых они называли Мēӈквы. Якобы это были громадные охранники, стоящие на страже у языческих капищ, они агрессивны по отношению к людям, и охотники предпочитали обходить их стороной и всячески избегать встречи с ними.
Верования ханты включали в себя культ северного оленя, культ коня и коновязи, шаманизм был развит слабо. Шаман не участвовал в празднике медведя, который у ханты справляли более скромно.
Поскольку обширные места обитания народа ханты покрыты тундрой и болотами, было распространено поклонение антропоморфной лягушке —как некоему первопредку. Живым считалось все, что могло двигаться – снег, вода, дождь. Большим почетом пользовался «хозяин» Оби – «Старик Обский», его идол описывали так: «доска некая, нос аки труба жестяна, очеса стеклянны, роги на голове малы» (статья этнографа Е. Т. Карпушевой «Глобальная идея о глубинном родстве всего живого»).
Ханты верили, что утопленники могут являться людям в виде русалок – человекорыб. Языческие капища ханты устраивали в скрытных местах, куда не допускали посторонних, а идолов в случае вынужденной миграции увозили с собой.

Источники:

http://xn—-9sbubb4ahmf1byf.xn--p1ai/content/21
http://cont.ws/@bia354444/1247807
http://zen.yandex.ru/media/id/592d370bd7d0a6f37914f684/5d76bcd0d7859b00ad399c85

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж