Кощей мифология. Кощей бессмертный

Кощей (правильный вариант – Кащей) – культовый персонаж славянской мифологии, чей народно-фольклорный образ крайне далек от изначального. Кощей Чернобогвич был младшим сыном Чернобога, великого Змея Тьмы. Его старшие братья – Горын и Вий – боялись и уважали Кощея за великую мудрость и столь же великую ненависть к врагам отца – Ирийским богам. Кощей владел самым глубоким и мрачным царством Нави – Кощеевым царством, в котором, вероятно, располагался Лунный Чертог, обитель Чернобога, управителя Дасуней.

Безусловно, из темных божеств Кощей был самым могущественным (если не считать его отца Чернобога, который в открытый бой вступил лишь единожды во время Изначальной Битвы). Кощей повелевал силами тьмы и овладел этим искусством в совершенстве, что позволяло ему управлять душами и телами мертвых. Конечно, практически все твари Нави, включая Крикс, Кикимор, Лих, Мавок и прочих беспрекословно подчинялись этому некроманту славянского покроя. Также некоторые легенды утверждают, что Кощей способен с легкостью «вытянуть» жизненную силу (или душу) из любого живого существа. В связи с этим абсолютно очевидно, что именно Кощей послужил прообразом знаменитого фентезийного персонажа – лича.

Легенды утверждают, что в отличие от большинства верховных владык Нави Кощей не любил перевоплощения и практически всегда оставался в своем изначальном облике высокого и сутулого, но могучего старца с длинными седыми волосами и осунувшимся лицом (иногда с черепом вместо лица). При крайней необходимости, этот темный колдун мог обращаться в черного ворона.

Кощей виртуозно владел полутораручным мечом и в искусстве фехтования мало кто мог сравниться с ним. Кроме того, доспехи Кощея были заговорены самой Марой еще в те далекие времена, когда богиня зимы и смерти была его женой. Еще одной отличительной особенностью Кощея является его конь, являющийся, как не трудно догадаться, наполовину живым, а наполовину мертвым созданием, результатом одного из магических экспериментов темного властелина.

Об этом мы узнаем из легенды, в которой Мара спустилась в Кощеево царство, дабы помочь Дажьбогу одолеть Кощея и спасти трех прекрасных дев, а вместе с ними и трех Ирийских богатырей (Зорьку, Вечорку и Полуночку). Мара обменяла жизни дев на свою собственную, обязавшись стать женой Кощея. Именно тогда темная богиня заговорила доспехи мужа, которые и без того не одно земное оружие не могло повредить. И, кстати, тогда же (хотя некоторые легенды утверждают, что гораздо раньше) Мара вызнала об уязвимом месте Кощея – Яйце. И здесь мы вплотную подходим к сакральной эзотерической сущности образа Кащей.

Вся жизненная сила Кощея была сосредоточена в некоем Яйце, которое по легенде создал Род в начале сотворения мира. Очевидно это то самое Яйцо, о котором говорят многие эзотерические тексты ранних агностиков, алхимиков, каббалистов, теософов. Это Яйцо – символ первозданной творящей энергии, аллегория изначального сотворяющего импульса, исторгнутого, как говорят масоны, Великим Архитектором Вселенной. И если сила Кощея заключена в этом яйце, то логично предположить, что именно в этом персонаже наши далекие предки заключили образ темной стороны человеческой натуры – изначальной, бессмертной и непобедимой. Ведь Кощея Бессмертного никто так и не смог одолеть именно потому, что для этого нужно было бы уничтожить Яйцо, являющееся сутью мироздания. Лишь в поздних легендах – сказках – Кощей несколько раз погибает. Это происходит потому, что ко времени появления этих сказок наши предки уже утратили истинный смысл этого непростого и многопланового мифологического образа.

Еще любопытнее образ Кащея выглядит в ракурсе тех легенд, которые именуют его «владыкой Черного Солнца». Ведь Черное Солнце было сакральным символом наших предков, олицетворявшим мощь всей расы и каждого ее представителя в отдельности (подробнее — в соответствующем разделе сайта).

Между тем, та же Мара успешно одурманила Кощея и заковала его в его же собственном дворце, построенном из драгоценных камней. Позже Кощей, конечно, освободился, правда, не без помощи счастливой случайности в виде приключившегося рядом Дажьбога (по другой легенда – Ивана-царевича). Хотя некоторые легенды поясняют, что это была вовсе не случайность, а грамотно спланированный Марой тактический ход. Кстати, быть может, именно отсюда проистекает второе значение древнеславянского слова кощей – «пленник». Первое значение – «очень худой человек».

Важно понимать, что к акту гибели человека или любого другого живого существа сам Кащей не имел никакого отношения. Он повелевал мертвецами, да, но ни в коей мере не был богом смерти. Богиней смерти была Мара и, в некоторой степени, Макошь.

Символом Кощея был череп или полутораручный клыковидный меч, расположенный острием к земле. Также эмблемой этого бога мог выступать черный круг или, возможно, вышеупомянутое Черное Солнце.

Что или кто есть Кощей в понимании Древних славян?

Русский фольклор донёс до нашего времени лишь сказочный образ Кощея Бессмертного, который однозначно стал трактоваться как отрицательный и зловещий персонаж. Но мы знаем, что за любым языческим образом всегда стоит понятие, сила природного явления – всё то, что непосредственно имело отношение к существованию человека. Жизнь земледельца напрямую зависела от урожая, от приплода скота, и от их сохранения. Чтобы разобраться, что за явление стоит за образом Кощея, сначала попробуем вспомнить, какие понятия несли слова созвучные с этим именем.
В народной этимологии слово «кощий» применяется к настолько тощему человеку, что косточки «видны», почти скелету. В «Слове о полку Игореве» это слово упомянуто дважды: «чага (рабыня) была бы по ногате, а кощей (раб) по резане» и «в седло кощеево» (т. е. в седло беглого раба), что соотносится с тюркским ko;;i «невольник», ko;ucu «беглец» которое, в свою очередь, образовано от ko; «бег, лагерь, стоянка». Устаревшее русское слово «кош» — это корзина, шалаш, стан, доля; в украинском языке «кіш» — это тоже стан, поселение, а «кошевой» — старшина, начальник коша, а соответственно — и хранитель общей казны (коша). Санскритское слово kocagara также означает «хранитель казны» и произносится как «кошягара» или «кочагара». В белорусском языке «кашеваць» — раскинуть стан. Попутно следует заметить ещё одну связку слов: касть – капость – пакость – мерзость, нечистое, сорное, гниющее (об останках). Владимир Даль приводит такие значения слова касть, как грязь, распутица (арханг.), отбросы (южн. обл.).
А теперь вспомним мифологический образ. Кощей – порождение Матери Сырой Земли, рождающая, как добрых, так и злых существ. «Смерть моя — в яйце, яйцо — в утке, утка — в зайце, заяц в железном сундуке сидит, сундук на крепкий замок закрыт и закопан под самым большим дубом на острове Буяне, посреди моря-океяна», — рассказывает Маре Моревне, Кощей Бессмертный в одной из сказок.
«На Буяне острове сосредотачивались все творческие силы природы, как в вечно полном и неисчерпаемом источнике. Он лежал на океане, матери всех морей, из которого вышла земля. Буян потому и остров, что находится среди беспредельного океана. Как и когда создался Буян-остров, предания молчат». (А. Афанасьев. Происхождение мифа. Статьи по фольклору, этнографии и мифологии. Изд-во «Индрик», М., 1996, с. 24).
Дальше Афанасьев продолжает: «…дуб мокрецкий», который «ни наг, ни одет», то есть и засохший, и живой, с отпрысками, не развившийся, а ветры из «тутошнего», проявленно-тварного мира, приносят под этот дуб семена, зародыши, остающиеся «от суровости нечистой силы мороза — для новой жизни» (с. 24 и 28).
Замок мог быть, как железным, так и символическим. Во многих заговорах, например, в обряде первого выпаса скота, когда хоровод напевал магическую песню для сохранности стада от зверей и мора, в конце действа всегда упоминался замок, на который крепко запирался хороводный круг и ключ такой же символический как бы выбрасывался, или поступал на хранение какому-нибудь божеству, например, Заре, духу Воды или им подобным.
Заяц, как известно, — символ плодовитости, недаром олицетворялся в образах богинь. Вспомним, что Саксонская Богиня Истер (Eostre), которая по своему значению была схожа с богиней Живой, изображалась с головой зайчихи. Заяц (позднее, кролик) во многих странах, в частности в США, до сих пор изображается на пасхальных открытках.
Утка (Мировая Утица) – Богиня судеб всего сущего, она же, Макошь, в чреве своём хранит яйцо – символ жизни. Если вспомнить другие варианты и иные сказки о Кощее, то в яйце ещё часто находится игла (спица?) орудие прядения судьбоносного полотна Вселенной, которое связывает, ткёт, сшивает Богиня Макошь со своими помощницами.
Упомянув яйцо, нужно вспомнить и о том, какое символическое значение имело оно в языческих обрядах и поверьях. Если зерно – это символ возрождения жизни растений, то яйцо имело такое же значение в магических обрядах, вызывающих плодовитость и здоровье людей, скота и всего живого. Яйцо непременно зарывалось хлебопашцем в пахоту, как при весеннем севе, так и в поле, засеваемое озимыми, чтобы мороз не смог погубить посевы, словно призывая самого Кощея охранять это поле с яйцом. Не правда ли, символично?! Яйца — писанки, которые дарили друг другу с пожеланием здоровья, игры с яйцами и яйчатами, непременная яичница в обрядовой еде – всё делает яйцо значимым элементом жизни и об этом можно много рассказывать, но, именно, яйцо, зарытое в землю, думается, непосредственно связано с культом Кощея.

Читать еще:  Солисты группы iowa. Учеба Екатерины Иванчиковой

Теперь необходимо вспомнить и о спутнице Кощея, Маре или Моране. В дошедших вариантах сказок она часто уже носит имя Марья, но, несомненно, что это переделка имени могучей и грозной богиня зимы и смерти, жены Кощея, дочери Лады, сестры Живы и Лели. Морана у славян в древности считалась воплощением нечистых сил. Её символы — черная луна, груды разбитых черепов и серп, указывающий на то, что она несла ещё одну функцию – помощь в уборке урожая посредством срезания (убивания) созревших колосьев. И если поздний фольклор говорит нам о том, что Царь Кощей пленит Марью Моревну, то это ещё не факт, и, возможно, по понятиям древних славян, сам Кощей находится в зимнем плену, вынужденный сохранять основу будущего урожая (посевное зерно) и все семена разнотравья, которые нещадно губит мороз.

Тут нельзя не упомянуть о дне окончания жатвы, который посвящался древнеиталийскому богу Консусу – покровителю почвы и посевов. Этот день (Ferragosto) торжественно отмечался Древними римлянами, которые обменивались друг с другом сакраментальным пожеланием: «Bonas ferias consuales!» («Хороших консуальных праздников!») и подарками.
Исследователи отмечают, что по всей вероятности, с этим праздником были связаны ритуальные действия с водой, огнём и зеленью.
Некоторые обряды сохранялись ещё в средние века, а отдельные их элементы дошли и до нового времени.
В Риме в день феррагосто было принято заливать водой площадь Навона, как бы вызывая искусственное наводнение. Повторялись эти действия каждую субботу августа, и сопровождались весёлыми гуляньями, при которых было принято обрызгивать друг друга водой.
В Сицилии, в Пиана-деи-Гречи, участники после торжественной процессии поджигают огромный стог листвы растения ампелодезма. В другой провинции было принято сжигать факелами траву у обочины дороги, по которой шла процессия.
Отголоском древних ритуалов с зеленью следует считать обряд сооружать в день успения триумфальные арки из трав, среди которых обязательно должен присутствовать базилик.
День Кощея, он же Касьянов день, приходится на 29 февраля. Если следовать правилу славянского земледельческого календаря, что каждому дню года имеется супротивный двойник, то мы заметим удивительное совпадение: день Кощея (зимнего) соединяется остью с днём Консуса (Кощея?), приходящимся на 29 августа, то есть летнего.
Остаётся добавить, что кощеев цвет – зелёный (цвет растительности), Кощей набирается сил от воды (об этом чуть позже), а огонь, по поверьям многих народов, обладает плодоносной силой (например, во Франции, купальский костёр принято давать разжигать жениху и невесте или молодожёнам, чтобы огонь наделил их детородной силой).

Вернёмся к облику Кощея. Практически скелет, смердящий от остатков гниющей плоти – пакость, грязь, логично продолжить, что это и перегной, чернозём – то, что станет питательной средой для растений, которые были упрятаны силою ли ветра, или пахаря в землю, и произрастут новыми побегами жизни. Вспомним, что в сказках Кощей получает богатырскую силу только после того, как выпьет большое количество воды (после таянья снега или орошения?). И ни заслуга ли его в том, что весной всё зазеленеет Кощеевым цветом – ведь это он сохранил семена?! Так не сохраняющая ли это некая сила – хранительница в таком неприглядном облике?! И если это так, то почему именно сгнивший труп – образ такого необходимого для жизни божества?
Ответ, мне кажется, напрашивается сам. Культ предков – важнейшая составляющая ведической культуры и верований. Предки – хранители и защитники, духи предков — посетители Яви в определённые циклические праздники, когда для них открываются ворота Нави, предки – такой же объект поклонения, как и само Солнце. Даже боги, по мнению некоторых исследователей культуры древних славян, несут, скорее, имена знаменитых пращуров, основателей родов и героев. К месту упомянуть, что Кощей (также Кошькей, с диалектным новгородским чтением -щ- как -шьк-) встречается как личное имя в берестяных грамотках XII века из Новгорода и Торжка. Поэтому не будет невероятным предположить, что Кощей – это символический собирательный божественный образ предков, прах которых служит делу сохранения и возрождения жизни после смертельно опасного периода – долгой зимы.
Характерно, что символ Солнца, конь, неизменно присутствует в сказах про Кощея и Царевича. Заметим, только тогда Царевич одолевает Кощея, когда его конь становится сильнее коня противника. То есть соответственно, когда конь – Солнце весны, светит ярче и длительнее зимнего Солнца, наступает перелом в их поединке. Солнцу всегда помогал младший брат, огонь. Для этого возжигали костры на вершинах холмов, зажигали колёса, которые потом скатывали с горки. И ко всему прочему, как уже упоминалось, огонь (тепло) обладает плодоносной силой.
А кто такой этот Царевич? Почему Мара Моревна то и дело переходит (увозится) то одним, то другим соперником. Тут опять нужно вспомнить о том, что все явления природы для древних славян, как и для нас с вами, цикличны, обратимы, смерть одной ипостаси божества – это всего лишь его воскрешение в другой. Как не умирает Солнце, а только последовательно становится то Хорсом, то Ярилом, затем Даждьбогом, потом Световитом, перерождаясь опять в Хорса, так и остальные божества умирают, рождаются, уходят, приходят, словно в вечно движущемся хороводе. И Царь Кощей не мог быть исключением. Он погибает, чтобы возродится в молодом Царевиче. И Мара уже не в образе страшной старухи Смерти (Масленицы), а молодой невестой вкусит плодов брака, соберёт урожай и вернётся опять к одряхлевшему супругу, который будет ждать её, скованный цепями жуткого холода Навьего царства.
В заключении можно ещё добавить, что Кощей, несмотря на свой непривлекательный облик, и при этом, ошибочно считавшийся скопидомом, чахнувшим над златом, на самом деле не принёс в сказках особого зла. Его борьба с самим собой за жену и невесту – это всего лишь антураж неоднозначности образа хранителя и стражника добра в двойственности значения этого слова.
Наверное, можно приводить много примеров как за, так и против подобной трактовки полусказочного, полу божественного персонажа русского фольклора, но ничто не рождается на пустом месте, и чтобы проследить последовательность его трансформации, нужно определить точку отсчёта. А такую точку, я полагаю, нужно находить в миропонимании славянского язычества и в культе божественного Солнца.
Тогда станет понятно и происхождение слов, и понятий, и образов. Мне могут напомнить, что в упомянутом вначале «Слове о полку Игореве», «кощей» — это раб. И я соглашусь с этим, потому что, если Кощей – прах предков, хранитель семени для возрождения жизни на земле, если это почва, сравнительно грязная и пачкающая, не всегда хорошо пахнувшая, то чем раб не подойдёт под эти составляющие, ведь, как говорится, «из грязи да в князи»?! Почему-то тут же вспомнилась ещё «лагерная пыль» периода репрессий, кощие заключённые концлагерей и, несмотря ни на что, продолжающаяся жизнь, которую стойко сохраняют совсем не сказочные Кощеи.

Читать еще:  Скачать майнкрафт 0.17 точка 0 без вопросов.

30.01.11
(Дополнено 04.06.12)

Использованная литература:
Афанасьев А. Н. «Народные русские сказки»;
«Календарные обычаи и обряды в странах зарубежной Европы: летне-осенние праздники» под редакцией Академии наук СССР и Института этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, «Наука», М. 1978

Илл. И. Билибин. Кощей Бессмертный. 1901 г.

LiveInternetLiveInternet

Музыка

Всегда под рукой

неизвестно

Стена

Рубрики

  • ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (15228)
  • КОФТОЧКИ,ЖАКЕТЫ ,ТОПЫ (3666)
  • МОИ ХОТЕЛКИ (3467)
  • Узоры ,Схемы для вязания (2438)
  • Ирландское кружево (1880)
  • ЮБКИ,ЮБОЧКИ (1695)
  • ПЛАТЬЯ, САРАФАНЫ (1526)
  • ДЛЯ ДОМА (1227)
  • ДЛЯ ДЕТЕЙ (1136)
  • Шляпки,Шапочки, Береты, Шарфы и Шали (1096)
  • САЛФЕТКИ (413)
  • СУМОЧКИ (274)
  • ФРИФОРМ (249)
  • ТКАНЬ + ВЯЗАНИЕ (168)
  • Работы Ирины Карпенко (157)
  • Меховое вязание (97)
  • ТАПОЧКИ НОСКИ (82)
  • С «Осинки» (52)
  • Перуанское вязание (50)
  • ЗОНТИКИ (35)
  • ВЯЗАНИЕ НА ВИЛКЕ (27)
  • Работы Марины Коптяевой (24)
  • от АЛИСЫ (24)
  • От Vanessa Montoro (18)
  • Шортики (15)
  • Филейная техника. (14)
  • НИТКи (14)
  • Работы Аелены (13)
  • Работы Антонины Кузнецовой (12)
  • Тунисское вязание (11)
  • Работы Людмила Ануфриенко (9)
  • Работы Светланы Кобзевой (7)
  • Купальники (3)
  • Работы Елены Сидельниковой (2)
  • ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (4972)
  • КОФТЫ,ТОПЫ,ПУЛОВЕРЫ (1858)
  • МОИ ХОТЕЛОЧКИ (1118)
  • УЗОРЫ СПИЦАМИ (828)
  • ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ (558)
  • ЖАКЕТЫ,ПАЛЬТО (390)
  • ПЛАТЬЯ, КОСТЮМЫ (288)
  • КОСТЮМЫ,ЮБКИ (159)
  • МИССОНИ (111)
  • Свинг-вязание (5)
  • Мастер Класс (2)
  • РУКОДЕЛИЕ (3003)
  • ВЫШИВКА (1113)
  • ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ (338)
  • ИГРУШКИ (323)
  • БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ (313)
  • ПРОЧЕЕ ТВОРЧЕСТВО (291)
  • ЦВЕТЫ ИЗ ТКАНИ , КОЖИ И БУМАГИ (240)
  • ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ (207)
  • ДЕКУПАЖ (59)
  • ИЗ ГАЗЕТ (58)
  • ИЗ ГИПСА И СОЛЕНОГО ТЕСТА (49)
  • Вышивка бисером (35)
  • КВИЛЛИНГ (32)
  • ЖУРНАЛЫ ПО БИСЕРОПЛЕТЕНИЮ (27)
  • ВАЛЯНИЕ ИЗ ШЕРСТИ (25)
  • РАБОТА СО СТЕКЛОМ (14)
  • журналы по рукоделию (8)
  • роспись по стеклу (2)
  • Фриволите (2)
  • Сутаж (1)
  • ЗДОРОВЬЕ (2722)
  • Народная медицина (1151)
  • Диета (532)
  • Физические упражнения (360)
  • Медицина (201)
  • Йога (65)
  • Массаж (52)
  • Дыхательная гимнастика (41)
  • Аюрведа (33)
  • Правильное питание (18)
  • Рассеянный склероз. (15)
  • Литература (15)
  • Зрение (12)
  • КРАСОТА (1382)
  • Секреты красоты (410)
  • Украшения (234)
  • ДЛЯ ВОЛОС (206)
  • МАКИЯЖ (150)
  • Мы Женщины ! (146)
  • Идеи маникюра (40)
  • Парфюм (35)
  • Эфирные масла (28)
  • ЖУРНАЛЫ ПО ВЯЗАНИЮ (1237)
  • Разные (251)
  • Журнал МОД (204)
  • Азия,Япония (85)
  • BURDA VERENA (82)
  • САБРИНА (78)
  • Дуплет (51)
  • ДИАНА (43)
  • Вязание ваше хобби (36)
  • САНДРА (22)
  • Alize (4)
  • SUSANNA (3)
  • ИРЭН (1)
  • УЮТНЫЙ ДОМ (1158)
  • Интерьеры (145)
  • РЕМОНТ И ПЕРЕПЛАНИРОВКА (141)
  • Шебби-ШИК (136)
  • Балконы, лоджии (64)
  • Оборудования компактного рабочего места (57)
  • ПСИХОЛОГИЯ (1045)
  • ЧТИВО (338)
  • Жизнь,Судьба. (289)
  • ИКОНЫ, МОЛИТВЫ, ХРАМЫ (218)
  • Брак,Любовь,Счастье. (118)
  • ПРИТЧИ (53)
  • Заговоры и обряды (23)
  • ТЕСТЫ (11)
  • МИФОЛОГИЯ (6)
  • ШЬЁМ САМИ (1043)
  • Уроки, обучение, советы (166)
  • Юбки (97)
  • журналы по шитью (69)
  • Платья, сарафаны. (68)
  • Блузки (39)
  • Переделки (36)
  • Текстиль для дома (31)
  • Деткам (28)
  • Брюки,шорты (17)
  • Головные уборы (8)
  • Обувь (4)
  • ШЬЕМ ДЕТЯМ. (2)
  • МУЗЫКА (979)
  • ВИДЕО (134)
  • АЛЛА (23)
  • Украинские народные песни (7)
  • Вячеслав Хурсенко (3)
  • ДОМАШНЕЕ ХОЗЯЙСТВО (716)
  • ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (689)
  • FLYLADY (16)
  • ВИРТУАЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ (699)
  • МОЯ УКРАИНА (56)
  • Америка (14)
  • ВЕНГРИЯ (14)
  • ШВЕЦИЯ (7)
  • Норвегия (6)
  • Крым (3)
  • КИНО (556)
  • МИР КУКОЛ (485)
  • Тильдомания (139)
  • ЦВЕТЫ (462)
  • Орхидеи (51)
  • ИСКУССТВО (292)
  • ЖИВОПИСЬ (235)
  • Фотографии (31)
  • О ЗНАМЕНИТОСТЯХ (273)
  • ДАЧА (240)
  • НАВИГАЦИЯ в LI.RU (205)
  • ЭТО ИНТЕРЕСНО ! (194)
  • ПОЛИТИКА (22)
  • ФОТО (182)
  • ФЭН ШУЙ (156)
  • КАМНИ-АМУЛЕТЫ (16)
  • К НОВОМУ ГОДУ (128)
  • ЮМОР (105)
  • КОТОМАНИЯ (43)
  • ДЕНЬГИ (99)
  • Семейный бюджет (10)
  • МОЙ БИЗНЕС (84)
  • ДЛЯ МАЛЫШЕЙ (80)
  • ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ. (5)
  • ИСТОРИЯ (74)
  • ЦАРСКАЯ РОССИЯ (42)
  • АНГЛИЯ (20)
  • ФРАНЦИЯ (6)
  • РИСОВАНИЕ (65)
  • ТАЙНЫ МИРА (45)
  • ИНДИЯ (31)
  • МАНТРЫ (3)
  • МОРЕ (26)
  • Одесский цикл (10)
  • ИГРЫ (15)
  • ТАНЦЫ (13)
  • ПРИВЕТСТВИЯ и ПОЗДРАВЛЕНИЯ (5)
  • Игры богов (2)
  • КУЛИНАРИЯ (5133)
  • ВЫПЕЧКА (1315)
  • ДЕСЕРТЫ (806)
  • САЛАТЫ , СОУСЫ,ЗАКУСКИ (594)
  • ИЗ ОВОЩЕЙ и ФРУКТОВ (568)
  • ИЗ ПТИЦЫ (440)
  • ИЗ МЯСА (324)
  • ИЗ РЫБЫ (319)
  • КОНСЕРВАЦИЯ (291)
  • СЫРЫ ,МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ (242)
  • ВТОРЫЕ БЛЮДА (211)
  • Полезное питание (209)
  • НАПИТКИ (171)
  • Блинчики (91)
  • ПЕРВЫЕ БЛЮДА (65)
  • Пельмени, Хинкали (63)
  • Хлеб (54)
  • Пицца (50)
  • На праздничный стол. (21)
  • Специи (18)
  • КАШИ (15)
  • Национальная кухня Грузии (13)
  • Национальная кухня Индии (12)
  • СЕРВИРОВКА СТОЛА И УКРАШЕНИЯ БЛЮД (9)
  • Завтраки (8)
  • Блюда на праздничный стол (5)
  • КУХНИ НАРОДОВ МИРА (5)
  • ЯПОНСКАЯ КУХНЯ (3)
  • МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКТЫ (3)
  • Сало (1)
  • Лазанья (1)
  • Национальная еврейская кухня (1)
  • СТИЛЬ И МОДА (1623)
  • БОХО Стиль (679)
  • Разные советы (181)
  • Шик, блеск (63)
  • ВИНТАЖ (55)
  • Для шикарных дам. (46)
  • ПОДИУМ (45)
  • Аrtka — ретро серия (32)
  • Журналы (23)
  • «Королевская мода» (21)
  • Красное (7)
  • Гардероб (6)
  • ШЛЯПКИ (2)

Читать еще:  С чего начинается роман война и мир.

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Сообщества

Трансляции

Статистика

Славянская мифология. КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ .

Славянская мифология. КОЩЕЙ БЕССМЕРТНЫЙ .

В старославянских памятниках слово «кощь» («кошть») попадается исключительно в значении сухой, тощий, худой телом и, очевидно, состоит в ближайшем родстве со словом «кость», как прилагательное к существительному. Глагол же «окостенеть» употребляется в смысле «застыть», «оцепенеть», «сделаться твердым», как кость или камень, от сильного холода.
До сих пор именем Кощея называют старых скряг, иссохших от скупости и дрожащих над затаенным сокровищем. Народная сказка приписывает ему и обладание гуслями-самогудами, которые так искусно играют, что всякий невольно заслушивается их до смерти — метафора песни, какую заводят суровые осенние вихри, погружающие в долгий сон и оцепенение всю природу.

Старинное русское «кощуны творить» означает совершать действия, приличные колдунам и дьяволу (кощунствовать), а в областных говорах «костить» — ругать, бранить. Демон зимы в народных преданиях нередко представляется старым колдуном, волею которого сказочные герои и героини, вместе с их царствами, подвергаются злому очарованию или заклятию.
Подобно поедучим змеям, Кощей чует «запах русского духа», и в заговорах доныне произносится заклинание против Кощея-ядуна.

Смерть Кощея сокрыта столь далеко, что его называют Бессмертным: на море на океане, на острове на Буяне есть зеленый дуб, под тем дубом зарыт железный сундук, в том сундуке заяц, в зайце утка, в утке каменное яйцо, в том яйце игла, а на конце той иглы Кощеева смерть.
Стоит только добыть это яйцо и сжать его в руке, как тотчас же Кощей начинает чувствовать страшную боль; стоит только сломать иглу, и Кощей мгновенно умирает.
То же рассказывают и про Змея: существует остров, на острове камень, в камне заяц, в зайце утка, в утке яйцо, в яйце желток, в желтке каменек — это и есть Змеиная смерть; надо только добыть каменек и бросить им в Змея!
Овладевши чудесным яйцом, царевич бросает его в лоб Кощея — и он тотчас же умирает, подобно тому как о дьяволе существует поверье, что его можно убить только серебряною пулею (молнией) или яйцом, снесенным курицею накануне Рождества, когда, по старинному мифу, рождается солнце. Точно так же великаны мрака (зимних туч) гибнут от лучей восходящего (весеннего) солнца.

Виктор Васнецов: Кощей Бессмертный

ПРО КОЩЕЯ, ИВАНА-ЦАРЕВИЧА И МАРЬЮ МОРЕВНУ

Жил на свете Иван-царевич, и было у него три сестры. Однажды поехал он на охоту, глядь — дома никого нет. Слуги рассказали, что налетели Сокол, Орел и Ворон да унесли царевен к себе в жены. Пошел Иван-царевич их искать, а зашел в царство, которым правила Марья Моревна, прекрасная королевна. Увидал ее Иван-царевич — и полюбил, и ей тоже полюбился. Поженились они, приехали в ее дворец, Марья Моревна дала ему ключи от всех палат, а один самый большой спрятала и говорит:

— Теперь ты здесь хозяин, делай, что хочешь, только от подвала ключ я тебе не дам, иначе беда будет.

Прошло сколько-то времени, Иван-царевич не может ни спать, ни есть, так ему хочется в тот подвал заглянуть. Выждал, когда Марья Моревна гулять в сад вышла, выкрал у нее ключ и отомкнул двери в подвал. Глядит — а там висит Кощей Бессмертный, на двенадцати цепях прикован.

Просит Кощей у Ивана-царевича:

— Сжалься надо мной, дай мне напиться! Десять лет я здесь мучаюсь, не пил, не ел — совсем в горле пересохло.

Царевич подал ему целое ведро воды, тому мало. И второе выпил, да третьего запросил. А после этого тряхнул цепями и сразу все двенадцать порвал.

— Спасибо, Иван-царевич! — говорит Кощей Бессмертный. — Не видать тебе теперь Марьи Моревны, как своих ушей. — И страшным вихрем вылетел в окно, подхватил с земли Марью Моревну и унес ее в свое каменное царство. А Иван-царевич снарядился в путь: жену возвращать.

Долго шел, но добрался-таки до каменных гор, отыскал Марью Моревну, усадил на коня и повез домой. Налетел Кощей Бессмертный, изрубил в мелкие куски, сложил в смоленую бочку, скрепил железными обручами, бросил бочку в море и улетел в свой замок, а Марью Моревну с собой унес.

В это время Сокол, который за себя старшую сестру Ивана-царевича взял, говорит ей:

— Беда с твоим братом! — И полетел на выручку. Орел с Вороном тоже прознали беду, с ним полетели. Спасли его, сбрызнули мертвой и живой водой, Иван-царевич очнулся и говорит:

— Как же долго я спал. А вы кто такие?

— Мы твои братья. Поехали к нам в гости.

— Нет, братцы. Я пойду жену добывать.

— Нипочем тебе не победить Кощея, коли не будет у тебя богатырского коня, что быстрее ветра.

— Да где ж его взять?

— А это уж наша печаль. Мы у тебя сестер унесли — нам тебе и отслужить.

Полетели Сокол, Орел и Ворон к Бабе-Яге, у которой был табун волшебных коней, да и угнали одного — того, что быстрее ветра. Привели его к Ивану-царевичу. Поблагодарил он братьев — и снова поехал в каменные горы.

Иван Билибин: Кощей Бессмертный

Добрался до Марьи Моревны, та ну его целовать-миловать, слезами обливать:

— Я уж и не чаяла тебя увидеть. Но лучше уезжай подобру-поздорову, не то догонит нас Кощей — быть тебе снова изрублену, а мне это хуже своей смерти.

Посадил ее на своего коня — тот полетел быстрее ветра. Ну а Кощей Бессмертный домой воротился, обнаружил пропажу и ринулся в погоню. Гнался, гнался за Иваном, да и задохся в полете. Упал в сине море и утонул. А Иван-царевич с Марьей Моревной воротились в свое царство, но не прежде чем заехали к каждой из сестер Ивана-царевича и еще раз поблагодарили Сокола, Орла и Ворона.

Малютин Сергей Васильевич. Масло Кащей. 1904г.

Кощей Бессмертный играет ту же роль похитителя красавиц и скупого хранителя сокровищ, что и Змей; оба они равно враждебны сказочным героям и свободно заменяют друг друга, так что в одной и той же сказке в одном варианте действующим лицом выводится Змей, а в другом — Кощей.

Источники:

http://radogost.ru/koshhej.html
http://www.proza.ru/2012/06/04/1063
http://www.liveinternet.ru/users/irishka-arishka/post175514930

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж