Кто такие татары? Факты и стереотипы: татары.

Иногда грамотность и ум приравнивают к хитрости. Еще в 1897 году перепись населения Российской Империи показала, что большинство татар более эрудированы. Они в обязательном порядке умели читать и писать на своем родном языке. Прекрасно понимали турецкий, арабский, узбекский, казахский и другие тюркские языки. В те времена такое умение делало человека первоклассным шпионом.

«Вам, татарам, лишь бы даром». Хитрость и расчетливость татар

Большинство татар в Российской Империи занимались торговлей. Естественно купец всегда ищет выгоду. Его деятельность заключается в том, чтобы дешевле купить и дороже продать.

«Незваный гость хуже татарина». Почему визит татарина считался чем-то плохим?

Эта поговорка сложилась вследствие известных исторических событий. Столетия Русь находилась под монголо-татарским игом, а еще больший период подвергалась набегам этих племен. Поэтому вполне естественно, что главного врага считали плохим, нежеланным гостем. С тех прошло более 500 лет, но поговорка осталась.

Это действительно так, большинство татар с удовольствием трудятся, успевают строить карьеру, растить детей и в порядке содержать дом. Поэтому этот стереотип на самом деле правдив.

«Лучше нет подарочка, чем жена татарочка»

Даже среди родственных народов из Ирана и других азиатских стран именно татарки считались образцом хорошей хозяйки, матери, жены. Еще до образования Золотой Орды в татарских семьях было принято позаботиться об обучении дочерей. Их учили письму, языкам, литературе, истории в течение 4 классов. А затем девочек начинали обучать женским обязанностям — убирать, шить, прясть, вышивать, готовить. Девушки самостоятельно собирали себе приданое уже с 5 летнего возраста.

В Татарстане говорят только на родном языке

Это не стереотип, а правда. И нет ничего странного в том, что люди говорят на своем родном языке. Но также все татары прекрасно знают русский и другие языки. Даже татары из областей с полностью русским населением чтят свои традиции, и дома говорят только на татарском.

Татарин поест, да убежит. Действительно ли татары неблагодарные?

Скорее всего, это выражение также сложилось во времена враждебного положения между русским и татарским народами. Большинство татар отличается прекрасным воспитанием.

Сирота казанская. Откуда пошло выражение?

После завоевания Казани Иван Грозный решил расположить к себе местных знатных людей. Поэтому предложил возместить ущерб от военных действий с помощью подарков. И некоторые татары намеренно прибеднялись, чтобы получить больше.

Среди вас есть татары? Я, например, татарин 🙂 Отпишитесь в комментариях, посмотрим сколько нас!

Почему татар считают хитрыми и еще 6 популярных стереотипов

Все татары хитрые

Этот стереотип, скорее всего, связан с историческим фактом. По результатам переписи 1897 года, татары оказались одним из самых грамотных народов Российской империи. Население умело читать на родном языке и нередко на арабском или турецком языках. Из татар получались самые грамотные шпионы. Если человек знал татарский язык, он мог говорить на казахском, турецком, узбекском — на всех языках этой языковой группы.

Татары расчетливые и экономные — «Вам, татарам, лишь бы даром»

Татары по роду деятельности в основном были купцами. Так как любой торговец ищет выгодные условия, где купить подешевле и где продать подороже, то многих татар и по сей день отличает экономность и расчетливость.

Татарам не рады в гостях — «Незваный гость хуже татарина»

Выражение возникло во времена нашествия монголов, когда Русь находилась под татаро-монгольским игом. Естественно, что захватчиков не любили, поэтому всякого татарина, пришедшего в дом, всегда считали незваным и нежданным гостем. Изменились времена и обстоятельства, но это выражение осталось жить.

Этот стереотип, по мнению представителей татарской национальности, отражает действительность. Татары, и правда, очень трудолюбивы и усердны в работе.

Татарки хорошо готовят и очень чистоплотные

Испокон веков многие молодые люди, приезжая из Ирана и разных концов Азии, брали в жены татарок. Потому что татарские женщины всегда отличались чистоплотностью и грамотностью. Еще до Золотой Орды среди татар было заведено учиться в медресе, и мальчики, и девочки оканчивали положенные четыре класса. После этого мальчики обучались дальше, а девочки готовились к семейной жизни. Учились прясть, вышивать, шить, готовить еду. Свое приданное начинали готовить себе уже в пять лет.

В Татарстане не говорят на других языках, кроме татарского

Стереотип связан с реальным фактом — татары уважают свой родной язык и хорошо им владеют. Молодежь в Татарстане считает своим долгом выучить родной язык. Но вместе с тем большая часть населения Татарстана в совершенстве владеет русским и знает иностранные языки.

Читать еще:  Фигуры малевича. Биография малевича

«Т атар ашар да качар» — татарин поест, да убежит

Татары никогда не были неблагодарными, и это выражение не имеет под собой правдивого основания.

Выражение «сирота казанская»

Не стереотип, но это выражение часто применяют в речи. Оно берет свое начало со времен завоевания Иваном Грозным Казани. Царь хотел расположить к себе местную знать и раздавал подарки как возмещение понесенных потерь. Некоторые татары делали вид, что сильно пострадали от военных действий. Отсюда и пошло такое выражение.

Выражаем благодарность за помощь в создании материала Равилю Валееву, Низамутдиновой Земфире Махмедовне и всем участникам татаро-башкирского культурного центра «Таң».

«У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир»

Историк Дамир Исхаков опровергает аргументы, которые используются, чтобы переписать татар башкирами.

В различных публикациях в интернете и в соцсетях на волне ожиданий от предстоящей переписи заговорили о таком явлении как «этномиссионерство». Его проявление отмечают со стороны Башкортостана. В качестве аргументов для татар записываться башкирами используются несколько тезисов. Во-первых, на восточной части Татарстана раньше жили башкиры, но татары в начале 20 века их там отатарили. Соответственно, у башкир есть право обашкирить татар Северо-Запада Башкортостана. Во-вторых, в качестве доводов представляются всевозможные генетические исследования, в которых якобы выявлены особенности ДНК для конкретных групп башкиров. В-третьих, в Башкирии особое внимание уделяют родословным-шежере, работе с архивами. В исторических документах выискивают, у кого конкретно или в каких татарских деревень на самом деле башкирские корни или предки.

Доводы этномиссионеров из Башкортостана в интервью KazanFirst комментирует историк Дамир Исхаков.

— Что нам делать с этими аргументами?

— У татар есть исторические свидетельства, что, например, в городе Уфа сидел представитель казанского хана и эта территория принадлежала казанскому ханству. Более того, известный историк Вадим Трепавлов выдвинул тезис, что сибирские Тайбугиды были в определенный исторический период вассалами казанского хана. То есть, фактически рука Казани доходила до Сибири. А восточная часть Башкортостана принадлежала Сибирскому ханству. Это известные вещи.

А Юго-Запад Башкортостана принадлежал Ногайской Орде. Но так как фактически все они — татарские государства, то там естественно татары тоже были. Татары эти положения могут выдвинуть в ответ. Позиция у башкирских комментаторов тогда пошатнётся.

Все вот эти конструирования, что на востоке Татарстана жили башкиры — построены на материалах ревизских учетов. Но писцовые и переписные книги востока Татарстана 16-17 веков вообще не сохранились. Мы начинаем учет населения там только с 18 века.

Если просмотреть специфику этих ревизских материалов, о чем башкирские авторы никогда не пишут, то там учет вёлся по сословному признаку.

Скажем, были категории «ясачные татары», «служилые татары», «чемоданные татары», то есть ямщики, а также купцы, мещане. И в этом ряду была категория «башкиры». Это сугубо сословная категория. Этнические основания у этой категории были когда-то, но к 18 веке этого основания уже сильно размылись.

— Какие сословные права были у башкир?

— В основном по отношению к земельному владению. Они были вотчинниками. Когда-то в очень давние времена считалось, что вотчинниками в Уфимском уезде (затем губернии) должны были быть именно башкиры. Но у некоторых шежере написано, например, у юрматинцев, что у них элитная часть была из ногайцев. Написано, что ногайцы остались по просьбе иштяков-ясачников, когда основная масса ногайцев ушла на Кубань. И после этого эти ногайцы стали «башкирами». Это вторая половина 16 века.

Такая ситуация была и в других регионах. Считать, что все изначально были башкирами — невозможно. Мы знаем множество материалов, в том числе статистических, когда переселенцы отсюда входили в Башкирию как наниматели вотчинных земель, их учитывали отдельно, от них потом тептяри сложились. Через некоторое время тептяри различными способами входили в сословие башкир. Самый просто способ — тептяри женились на дочерях башкир, получали от них приданное в виде земельного угодья. Некоторые — через покупку земель тоже вошли в состав сословия башкир.

Об этом писали и в самой Башкирии. Например, есть замечательная работа такого исследователя как У.Х. Рахматуллин «Население Башкирии в 17-18 веках». Он прямо писал, что на Северо-Западе Башкортостана невозможно разобрать, кто татары, а кто башкиры.

— Какие преимущества получали другие народы, в том числе татары, которые переходили в сословие башкир?

Читать еще:  Состояние василия степанова. Л

— Поначалу башкиры облагались меньшим налогом. Это было выгодное дело. Но потом там ситуация очень сильно изменилась. Тептярей, башкир и мишарей слили в одно войско, в так называемое «Башкирско-мещеряцкое» войско. Когда башкиры говорят гордо, что в 1812 году завоевали Париж, то в их рядах было много и тептяр, и мишарей, и казаков.

А когда в 1860-х годах Башкиро-мещеряцкое войско ликвидировали, то люди, которые туда входили, получили равные и большие земельные владения и записывались в «новые башкиры». Это в сословном самосознании было важно, потому что было связано с владением землей. Угодий было больше, чем у простых татар, государственных крестьян и так далее.

Это самосознание держалось вплоть до периода ликвидации сословий в Советский период. После революции сословии ликвидировали, отношение к земле поменялось, а с коллективизацией вообще всё это исчезло. Мы во время переписи 1926 года отчетливо видим, что эта группа бывших сословников распалась на составные части. Тогда численность башкир резко упала, а численность татар так же резко поднялась.

— Со стороны башкир звучит, что перед первыми переписями в Российской Империи, Советского союза татарами называли практически всех тюрков подряд и без разбора, туда включали и кавказцев, и азербайджанцев, так далее. Тем самым делается вывод об искусственности понятия «татары».

— Я сейчас завершаю большую исследовательскую работу, которая посвящена всем российским переписям. Расширительное применения термина «татары» в России было, но оно имело некоторые ограничения. Вы никогда не увидите под названием «татары», например, башкир. Казахов, узбеков татарами тоже не называли.

Какие группы называли? Например, татарами называли азербайджанцев, балкарцев и карачаевцев (последние – горские татары), и на Алтае северных алтайцев называли татарами. Изучая этот вопрос, я пришёл к выводу, что именно в состав этих народов вошли кипчаки, внутри которых был мощный татарский сегмент. Это связано со старыми делами, с Кимакским каганатом и так далее.

Азербайджанцы, конечно, относятся не к кипчакской группе, а к огузской. Но у азербайджанцев есть ряд групп, которые говорят на народном уровне на кипчакских говорах.

Российские статистики и администраторы вот это фиксировали, что есть некие языковые сходства у этих групп. Башкиры в эту группу не входили.

— Второй момент — башкирские идеологи очень углубляются в генетику. Почему так получается? Есть же понимание, что этничность, культура — это духовные этажи жизни человека и по крови они не передаются.

— В Башкирии генетическими исследованиями занимаются уже давно, ещё во времена Советского Союза начали работу. Весьма интересно наблюдать за этими исследователями, потому что итоговые данные оказались не очень удобными для башкирских идеологов. Они никогда не публиковали отдельно результаты по генетическим исследованиям жителей Северо-Запада Башкирии. Они как правило рекламируют результаты своих генетических исследований по восточным и юго-восточным группам башкир. А на Северо-Западе генетика общая для татар и башкир. Вообще-то генетические материалы по своим результатам могут стать толчком для фашисткой идеологии. И в истории такое уже было. В фашисткой Германии черепа мерили, цвет волос и глаз осматривали.

Известно, что ни один народ не формируется только на одной генетической базе.

Я, например, специально проводил генетическое исследование себя. Оказывается мой далекий предок жил 35 тысяч лет тому назад. Ну какие татары могут быть в это время? Причем, там отслеживается родство с финикийцами, чеченцами, бактрийцами. Это же древнее население перемещалось из разных районов, перемешивалось. Если такой фундамент вылезает, это же не значит, что имеется в виду современный этнос.

В Башкирии есть несколько групп исследователей-генетиков. Каждая из них хочет побыстрее заработать свою славу. Сразу в этнические дела залезают.

Но серьёзные генетики очень далеки от этих вещей. Я слушал доклады известных ученых, в том числе за рубежом. Во-первых, генетические исследования ещё находятся на самом начальном этапе. Вот если бы был собран весь генетический материал по всему миру, по всем народам, тогда какие-то выводы можно было бы вычленить. Можно было бы узнать о событиях, скажем в Европе, 500-летней давности, кем был предок. А глубже пока все покрыто мраком, очень много неясностей.

— У нас же в Татарстане тоже ведут генетические исследования. В каком направлении они идут? Понятно, что в Башкирии генетикой хотят очертить контуры своей этничности. А как у татар?

— Подобными вещами в Татарстане в основном занимаются любители. Казанский университет было занялся, потом бросили кажется. По факту, есть зарубежные исследователи, которым нужны наши исследования в Татарстане, чтобы добыть местный материал. Здесь в Татарстана наши исследователи являются часть глобального проекта генетических исследований. Заодно мы что-то узнаём и о себе, это да.

Читать еще:  Хождение по краю. Потерянное десятилетие: чили

В Татарстане несколько тысяч татар изучены. Это уже неплохой результат.

Спешить и делать глобальные выводы об этничности на основе генетических исследований пока не стоит.

Есть ряд московских исследователей, которые уже делают выводы на основе генетики по татарам. Их вывод звучит так: «Татары — все разные».

Это на самом деле очень смешной вывод. Ведь возможно, что такими выводами фиксируется ситуация, бывшая 10 тысяч лет назад.

Мы специально нашли деньги и добыли генетические материалы из внутренней Монголии по маленькому племени татар. Они сохранились в количестве 400 человек и называют себя татарами по племенной принадлежности, но говорят на монгольском языке.

Оказалось, что наиболее близкие родственники этих «монгольских» татар — сибирские татары и наши татары-мишари. Вот как это можно трактовать? Возможно, что из мишарей мы изучили те группы, которые напрямую исходили из времён Золотой Орды. И среди сибирских татар такие есть. Никаких далеко идущих выводов из этого мы не можем делать.

— И третье идеологическое оружие башкирских идеологов — родословные-шежере. Насколько я понимаю, в Татарстане очень многие из татарской интеллигенции завидуют, с какой тщательностью башкиры обращаются к своим шежере. В Башкирии очень хорошо отлажена работа по тому, как с помощью шежере можно любому татарину доказать, что он на самом деле башкир, а не татарин.

— Татары своими родословными тоже занимаются. Например, известный текстолог и специалист по татарским рукописям Марсель Ахметзянов несколько книг издал по этому поводу.

В Башкирии на это обращают особое внимание потому, что них были племенные сообщества, сохранилось много родо-племенных родословных, которые позволяют проследить свои далёкие корни. Когда начинаешь углубляться в эти шежере, то оказывается, что многие шежере связаны с известными татарскими кланами, например, племя Мин (Мең), на территории этого племени основан город Уфа. Сегодня минцы есть в составе ногайцев, в их среде они очень хорошо известное племя. Если ты оттуда и начинаешь искать предка, то вылезет не башкир, а ногаец.

Эти родословные достоверны только более или менее до 17 века. Чтобы этот источник имел научный вид, его надо же перепроверять с помощью других данных. Например, есть эти люди в ревизских сказках? В Переписных книгах? А когда нить уже уходит далеко в глубь, перепроверить это уже невозможно. Можно только в это верить.

Например, есть генеалогии башкирских родов, которые начинаются от Адама. Или от пророка Ноя-Нуха. Есть родословные, которые берут свои начала от Сократа-Локман Хакима.

Башкирские идеологи всё это используют, чтобы конструировать башкир. Даже если человек говорит по-татарски и ощущает себя татарином, но у него в роду есть башкиры, значит он и есть башкир.

Скажем, недавно наш бывший татарский певец Альберт Исмаил в это поверил и заявил, что отныне он башкир.

У татар все-таки меньше коллективного самоощущения, чем у башкир, которые до сих пор помнят о своих родах и кланах. Да, татары индивидуально разрабатывают свои шежере. Я таких людей знаю много.

— А что стало с клановой структурой общества у татар?

— Кланы у татар были. Мы фиксируем целые сообщества — были аргыны, барыны, кипчаки, ширины, мангыты. На карте Татарстана их указать нельзя. Мы можем выявить только некоторые их следы.

Вообще, клановые сообщества лучше всего сохраняются в кочевых обществах. По большей части башкиры были кочевниками, некоторые группы на Северо-Запада Башкирии осели относительно поздно, и они сохранили свои родовые маркеры. У татар такого нет, у нас население перемешанное. Только специальные исследования позволяют выявить эти «кусты» кланов.

Например, по нашему эпосу «Чура-Батыр» известен госдеятель Казанского ханства Чура Нарыков. Он жил в направлении селения Дубьязы Высокогорского района. Там есть и шежере Чура-Батыра. Видно, что там проживало племя аргын и у населения есть специфические особенности в языке.

Иногда, в родословных татар обнаруживаются предки-ногайцы, сибирские кланы, например, буркуты.

— Есть у родословных-шежере потенциал стать точкой сборки современных наций, татар, например?

— Маловероятно, что такой механизм сборки нации пригодится татарам. С точки зрения исследования локальной истории — то да. Таким образом можно историю народа при помощи шежере представить. Но у татар роль шежере не будет такой, как у башкир. Так что свою историю мы восстанавливаем иначе.

Источники:

http://zen.yandex.ru/media/clout/6-faktov-o-tatarinah-5d19d5ee2eb24a00adddc6f9
http://weproject.media/articles/detail/pochemu-tatar-schitayut-khitrymi-i-eshche-6-populyarnykh-stereotipov/
http://kazanfirst.ru/articles/510744

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж