Маяковский что такое хорошо. Анализ стихотворения В

Наш мир устроен так, что любое понятие воспринимается только в противопоставлении с другим понятием. Так добро может быть до конца осознано лишь в контрасте со злом, черное – с белым. Так уж повелось в литературе, что именно на контрасте построены многие произведения. Поэтому возникли герои-антиподы, т. е. противопоставленные друг другу, появился прием антитезы, в котором для выразительности резко противопоставлены противоположные понятия, мысли или черты характера героев.

Очевидно, что для ребенка уже с малых лет важно знать, что такое хорошо и что такое плохо. Владимир Маяковский не был детским писателем, он был, скорее, глашатаем революции и новой республики. Но ближе к концу жизни написал несколько стихотворений для детей, самыми известными из которых стали «Кем быть?» и «Что такое хорошо и что такое плохо?». Об анализе второго из них и пойдет речь далее.

Видимо, чтобы вызвать доверие у юного читателя, автор препоручает рассказ о правилах поведения некоему отцу-рассказчику, к которому и пришел «крошка-сын». Прием довольно хорошо известный: еще Михаил Лермонтов в стихотворении «Бородино» рассказ о событиях Отечественной войны 1812 года вложил в уста старого солдата, ведь автор, как известно, родился через два года после войны, а значит, не мог сам достоверно поведать читателю о таком сражении.

Далее все стихотворение строится по принципу «это хорошо, а это плохо» — по сути, раскрываются нравственные представления о добре и зле. Удивительно, что слова «хорошо» или «плохо» используются поочередно в каждом четверостишии, но это не вызывает ощущения однообразного повтора. Кроме того, необходимо отметить, что мораль – это все-таки нечто отвлеченное, что взрослому-то не до конца ясно, а уж ребенку подавно. Поэтому перед автором стояла задача раскрыть эту самую мораль с помощью конкретных образов, близких к имеющемуся у детей жизненному опыту.

Уже начало стихотворения с помощью аллитерации, т. е. подбора взрывных согласных «г» и «р» имитирует начинающуюся грозу – время, не подходящее для прогулок. А дальше рассказик-отец, приводя в пример сначала хорошего, а потом плохого мальчика, на их противопоставлении ясно дает понять, кто их них поступает правильно, а кто нет.

Понятное дело, что если «сын чернее ночи» или «в грязь залез и рад», то это очень плохо, ведь чистоплотность – это залог будущего здоровья ребенка. А если «мальчик любит мыло и зубной порошок», а «также чистит валенки и моет сам калоши», то «он хотя и маленький, но вполне хороший». Осуждается, конечно, и бездельник, который «порвал подряд книжицу и мячик». А вот

Если мальчик любит труд,
Тычет в книжку пальчик,
Про такого пишут тут:
Он хороший мальчик.

А еще хороший мальчик не должен быть «дрянным мальчишкой», который бьет слабого, или «просто трусом», заохавшим по пустяковому поводу. Нет, по мысли автора, мальчик, «хоть и сам с вершок», должен быть храбрым, ведь в жизни это пригодится.

Читать еще:  Почему врунгель. Для всех и обо всем

Интересно, что во всех стихах Владимира Маяковского есть приметы советского времени. Безусловно, самой яркой стал «серпастый и молоткастый» советский паспорт. Но вместе с советским прошлым канул в Лету и советский паспорт, и «коммунистическое далеко», и много всего такого, что создавало славу нашему государству, ставшему первым «лагерем социализма в отдельно взятой стране». Стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо?» лишь вскользь упоминает октябрят, которые и называют отрицательного героя «плоховатым мальчиком».

Наверное, трудно объяснить современному ребенку, кто такие были октябрята. Зато с помощью этого стихотворения очень просто объяснить любому карапузу, как нужно и как не нужно поступать в разных жизненных ситуациях. Ведь недаром в конце произведения «мальчик радостный пошел», и решила кроха:

«Буду
делать хорошо
и не буду
— плохо».

Владимир Маяковский — Что такое хорошо и что такое плохо: Стих

Крошка сын
к отцу пришел,
и спросила кроха:
— Что такое
хорошо
и что такое
плохо?-
У меня
секретов нет,-
слушайте, детишки,-
папы этого
ответ
помещаю
в книжке.

— Если ветер
крыши рвет,
если
град загрохал,-
каждый знает —
это вот
для прогулок
плохо.
Дождь покапал
и прошел.
Солнце
в целом свете.
Это —
очень хорошо
и большим
и детям.

Если
сын
чернее ночи,
грязь лежит
на рожице,-
ясно,
это
плохо очень
для ребячьей кожицы.

Если
мальчик
любит мыло
и зубной порошок,
этот мальчик
очень милый,
поступает хорошо.

Если бьет
дрянной драчун
слабого мальчишку,
я такого
не хочу
даже
вставить в книжку.

Этот вот кричит:
— Не трожь
тех,
кто меньше ростом!-
Этот мальчик
так хорош,
загляденье просто!
Если ты
порвал подряд
книжицу
и мячик,
октябрята говорят:
плоховатый мальчик.

Если мальчик
любит труд,
тычет
в книжку
пальчик,
про такого
пишут тут:
он
хороший мальчик.

От вороны
карапуз
убежал, заохав.
Мальчик этот
просто трус.
Это
очень плохо.

Этот,
хоть и сам с вершок,
спорит
с грозной птицей.
Храбрый мальчик,
хорошо,
в жизни
пригодится.
Этот
в грязь полез
и рад.
что грязна рубаха.
Про такого
говорят:
он плохой,
неряха.
Этот
чистит валенки,
моет
сам
галоши.
Он
хотя и маленький,
но вполне хороший.

Помни
это
каждый сын.
Знай
любой ребенок:
вырастет
из сына
cвин,
если сын —
свиненок,
Мальчик
радостный пошел,
и решила кроха:
«Буду
делать хорошо,
и не буду —
плохо».

Анализ стихотворения «Что такое хорошо и что такое плохо?» Маяковского

Творческое наследие Маяковского включает в себя не только вызывающие сложные произведения в стиле футуризма. Поэт обращался в своем творчестве и к самым юным читателям. Ярким примером, не утратившим актуальности и в наше время, является стихотворение «Что такое хорошо и что такое плохо», написанное Маяковским в 1925 г.

Детская литература только на первый взгляд выглядит простым и легким делом, не заслуживающим внимания серьезных авторов. На самом деле обращение к ребенку понятным ему языком требует значительных усилий. Особенно если автор претендует на то, что его произведение действительно научит подрастающее поколение чему-то хорошему и важному в жизни. Маяковский считал себя одним из тех, кто повернул «колесо истории». В воспитании нового поколения, которому суждено лучшее будущее, он видел свою прямую обязанность.

Стихотворение начинается с простого вопроса ребенка, заданного отцу. В детском сознании мир четко делится на две части: хорошее и плохое. Для ребенка еще не существует отвлеченных и промежуточных понятий. Четкий ответ на подобный вопрос станет основой формирующихся понятий о добре и зле, правде и лжи, справедливости и произволе.

Читать еще:  Научная электронная библиотека. Культура (от лат

Ответ отца начинается с простого примера, касающегося погоды. Каждый знает, что дождь и ветер – это плохо, а сияющее солнце – хорошо. От этого автор переходит к прямой аналогии: грязь – плохо, чистота – хорошо. Поэтому опрятный ребенок, соблюдающий гигиену, – хороший человек.

Далее отец продолжает перечислять понятные ребенку ситуации, которые характеризуют положительные качества. Защита слабых, трудолюбие, храбрость, опрятность ярко противопоставляются жестокости, лени, трусости и неряшеству. Мальчик понимает, что все его поступки могут быть рассмотрены через категории хорошего и плохого. От этого будет зависеть конечная оценка ребенка окружающими. Финальным предостережением является утверждение, что из «свиненка» может вырасти только «свин». Шутливая угроза несет в себе большое эмоциональное воздействие. Ребенок выносит из разговора твердое убеждение в том, что необходимо всегда поступать только хорошо.

Стихотворение приобретает особое значение в наше время. Чрезмерное увлечение «правами ребенка» калечит формирующуюся личность, затрудняет ее вхождение в общество. Признание ценности детских желаний, конечно, необходимо. Но, в свою очередь, это порождает излишнее самомнение и вседозволенность. Избалованные дети, не наученные в детстве основным правилам поведения, не могут найти свое место в обществе. Их жизнь становится трудной и мучительной.

Примерный анализ стихотворения В.Маяковского

«Что такое хорошо и что такое плохо?»

Главная мысль стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?» раскрывается в самом заглавии. Ясно, что поэт в нем хочет сообщить о сущно­сти хорошего и плохого. Поэтому своим чтением загла­вия учитель уже должен подготовить детей к восприя­тию тех положительных и отрицательных явлений, о которых предстоит им услышать.

Наибольшую смысловую нагрузку несут слова «хо­рошо» и «плохо». Они выделаны автором ее только в отдельную строку, но и разрядкой 1 . Поэтому их следует выдвинуть на первый план. Логическое ударение долж­но быть поставлено на них, а не на слове «что».

Основная идея стихотворения воспитательная: надо совершать только хорошие поступки. Задача чтения — показать детям положительное и отрицательное в жизни и вызвать у них желание «делать хорошо» и «не делать плохо».

Центральные образы стихотворения — отец и сын.

Отец — человек положительный, знающий жизнь. Он охотно соглашается ответить на вопрос сына и на кон­кретных примерах убедительно показывает ему, что хорошо и что плохо.

Примеры, которые приводит отец, просты, жизненны, доступны пониманию ребенка, часто хорошо ему зна­комы.

Рассказ отца занимает в произведении центральное место. Передача его потребует от учителя живых, естественных разговорных интонаций, в которых проявляет­ся теплое, доброжелательное отношение к ребенку, же­лание возбудить в нем отрицательное отношение ко все­му плохому и вызвать стремление подражать тому, кто «поступает хорошо». Рассказ отца носит дидактический характер. Мораль вытекает, естественно, из конкретных жизненных случаев.

Читать слова отца следует неторопливо, убедительно, чтобы дать детям понять и почувствовать, что хорошо и что плохо, доказать им необходимость хороших поступ­ков.

Места, в которых описывается дурное поведение, плохие пастушки, трусость, лень, должны быть препод­несены так, чтобы они были правильно восприняты уча­щимися и вызвали бы у них недовольство, осуждение, гнев, возмущение. Учителю необходимо при этом пере­дать свое отношение к отрицательным явлениям, осудить тех, кто поступает плохо, подчеркнуть иронию, с которой поэт говорит о них. Так, читая строфу:

Читать еще:  Проблема умения радоваться простым мелочам По Б. П

вставить в книжку, —

учителю следует выразить возмущение, которое у него вызывает поведение мальчика.

Наоборот, чтение мест, рисующих смелых, находчи­вых, трудолюбивых детей, совершающих хорошие по­ступки, потребует ласковых, теплых, мягких интонаций, выражающих удовольствие. О таких детях надо читать с похвалой, как бы ставя их в пример:

в жизни пригодится.

Слова «храбрый мальчик», «хорошо», «пригодится» на­до подчеркнуть, чтобы вызвать у детей удовольствие похвалой храброму мальчику.

Второй образ стихотворения — «крошка-сын». Мая­ковский почти ничего не сообщает о нем. Но и то не­многое, что сказано в стихотворении, дает возможность ясно представить себе образ.

Это маленький мальчик, «кроха», как ласково назы­вает его автор, любознательный, умный. Он хочет знать, «что такое хорошо и что такое плохо». Внимательно слу­шает рассказ отца и приходит к твердому убеждению:

Упоминание о сыне поэтом сделано дважды: в нача­ле и в конце стихотворения. Вначале Маяковский опи­сывает приход ребенка к отцу. Это место стихотворения надо прочитать тепло, задушевно, нежно выделив слова «крошка», «кроха», чтобы вызвать у детей симпатию к мальчику, пробудить в них интерес к вопросу, который он задал отцу.

В конце стихотворения автор дает вывод, к которому приходит сын после рассказа отца. Этот вывод имеет большое воспитательное значение: в нем содержится ре­шение поступать только хорошо. Поэтому конец стихо­творения читать надо убедительно, замедленно, с силь­ными логическими ударениями, паузами и вместе с тем радостно, так как «мальчик радостный пошел», удовлет­воренный ответом отца, чтобы дети почувствовали ре­шительность «крохи», разделили его радость, согласи­лись с ним и последовали его примеру.

В стихотворении можно выделить три части:

1. «Крошка-сын к отцу пришел».

Каждая часть содержит законченную мысль, рисует оп­ределенную картину, поэтому три чтении должна отде­ляться от предыдущей длительной паузой.

Соблюдение ритмических пауз при чтении стихотво­рения обязательно, так как они выполняют определен­ную задачу в раскрытии смысла стиха:

чистит валенки, моет сам

хотя и маленький, но вполне хороший.

Постановка ритмических пауз после каждой строки делает слова особенно значимыми, а чтение — эмоцио­нальным. Чтение текста без соблюдения этих пауз:

Этот чистит валенки,

моет сам галоши.

Он, хотя и маленький,

но вполне хороший —

лишит стих того ярко выраженного одобрительного от­тенка, который помогает детям острее воспринять по­ложительные явления.

Готовя стихотворение к выразительному чтению, надо обратить внимание и на эмоциональное значение звуко­вой организации поэтической речи Маяковского: рифму, аллитерацию. В стихотворении они тесно связаны с со­держанием соответствующих стихов. Так, начиная рас­сказ отца, Маяковский прибегает к многократному по­вторению звука р, что усиливает впечатление разбуше­вавшейся бури:

Эту особенность поэтической речи Маяковского надо иметь, в виду при подготовке к чтению, чтобы эмоцио­нально передать текст детям.

Примерный план подготовки к выразительному чтению стихотворения

В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо?»

1. Идея: «Буду делать хорошо и не буду — плохо».

2. Главные образы: отец и сын.

3. Сюжет: беседа отца с сыном.

4. Построение сюжета:

а) завязка — «крошка-сын к отцу пришел»,

б) развитие действия — рассказ отца,

в) кульминация — заключительные слова отца,

г) развязка — решение сына.

5. Задача чтения: показать хорошее и плохое с тем, чтобы воспитать в детях стремление поступать только хорошо.

Источники:

http://goldlit.ru/mayakovsky/350-chto-takoe-horosho-analiz
http://rustih.ru/vladimir-mayakovskij-chto-takoe-xorosho-i-chto-takoe-ploxo/
http://mydocx.ru/10-113572.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж