Мегрелы характер. Грузинская православная церковь

Грузинская Православная Церковь является продуктом раскола и пренебрежения тысячелетними церковным канонами из национальных соображений. С 1917 по 1943 год Грузинская Церковь оставалась раскольнической и не признанной Московским Патриархатом. История вопроса вкратце такова:

Вхождение в состав России безусловно благотворно сказалось на Православии на грузинских территориальных образованиях. К этому моменту никакой единой Грузинской Церкви, как и Грузии, не существовало: было два католикосата, вполне независимых друг от друга. В 1811 году звание Католикоса Грузии было упразднено, поскольку и Патриаршего звания в России со времен Петра Первого уже не существовало. Образованный Грузинский Экзархат, сняв сливки с колоссальных вложений России в развитие Грузии, постепенно стал радикальной националистической организацией. Как только Россия ослабла, естественным для грузин образом возник союз церковных и политических сепаратистов.

Больше не нужны были ни русские священники, ни русская администрация, а убийство русского священника подвело под всеми этими процессами определенную черту. Все как в 1990-х, и частичное прозрение в России было как всегда запоздалым: «Грузины дошли до Геркулесовых столбов в преступных безобразиях против нас. Мы истратили уйму денег, уложили видимо-невидимо своих единокровных, не получив никаких моральных, ни материальных выгод».

Территориальные требования грузинских «автокефалистов» для своей Церкви поражают воображение не меньше, чем аналогичные претензии Грузии к Южной Осетии и Абхазии с 1989 по 2008 годы. В 1906 году они вместе со своим лидером епископом Кирионом ( которого сильно подозревали в инспирировании убийства архиепископа Никона два года спустя ) прибыли на заседание в Предсоборное Присутствие Синода, где и озвучили свои пожелания. Находившееся там и принимавшее участие в обсуждении вопроса негрузинское духовенство попросту опешило от картвельских аппетитов и их неадекватности.

По сути грузинские иерахи вели речь не о восстановлении Католикосата, а о создании поместной церкви никогда не существовавшей в канонических территориях, на которые оно сейчас почему-то претендовало. Основным оппонентом грузин в развернувшемся диспуте был протоиерей Иоанн Восторгов. Его полемика с грузинами просто обязательна к прочтению. У меня сложилось впечатление, что человек, слушая аргументы грузинских священников, чувствовал себя в королевстве кривых зеркал.

Кирион и его единомышленники требовали под свое управление практически весь христианский Кавказ, включая не только Восточную и Западную Грузию, но и Владикавказскую епархию вместе с Арменией. Восторгов отвечал: «В 1801 г. вся Грузия равнялась нашей Московской губернии и имела население в 160.000 человек, из которых половина была армяне. Вот все, что «присоединилось» к России. Всё прочее Россия отняла у Турции и Персии силою оружия».

В Грузии было большое количество церквей, построенных русскими, и все они, по плану Кириона сотоварищи, должны были перейти под начало грузинских священников. Возникала ситуация, парадоксальность которой была понятна любому адекватному человеку. Грузины ссылались на древность и величие своей Церкви ( на что им резонно говорили, что страх перед персами и персидское же золото становились достаточными поводами для перехода грузин в магометанство, поэтому сильно идеализировать свое прошлое не стоило ) и строили свои доводы на национальной основе.

Говоря проще, грузинские церкви не должны были быть в подчинении у российского Синода, потому что у грузин была своя традиция, и вообще они и русские — разные народы. Но когда речь шла о претензиях на осетинские, абхазские и другие инонациональные приходы, то эта самая логика у грузинских священников отключалась напрочь. Ее место занимал старый добрый шовинизм, непробиваемый и неистребимый. Восторгов спрашивал: «Карс, Сухум, Батум, Эривань, Баку […]всё завоевано и присоединено Россией. В этих пределах живут негрузинские православные племена. Почему же и они войдут в автокефальную Грузинскую Церковь?»

Ответ Кириона состоял в том, что все эти приходы, включая и русские, должны быть переданы грузинам обязательно. Довод? «Грузия просветила их христианством и имеет право на управление ими». Занавес)

В 1917 году, воспользовавшись создавшейся в стране ситуацией, грузины в одностороннем порядке отделились от Русской Православной Церкви, грубо нарушив все существующие канонические нормы. В своем послании епископам Грузинского Экзархата святой Патриарх Тихон, перечисляя все совершенное грузинским священством, писал:

«Ибо все эти деяния надлежит признать противоканоническими и весьма опасными для церковного благочиния и порядка. И вы, Преосвященные Епископы, не можете в глубине своего сознания найти оправдание вашим неканоническим деяниям. Прежде всего все вы получили хиротонию по избранию Святейшего Синода и от русских иерархов, все вы были архипастырями Русской Церкви и дали при хиротонии клятвенное обещание подчиняться и повиноваться ее Власти. Как же вы исполнили данное вами торжественное обещание? – Вы изменили своей присяге, нарушили обязанность церковного послушания и создали разделение в Церкви. Таким образом, вы, созвав Собор без ведома и согласия Святейшего Синода и вашего кириарха и вторгнувшись в пределы не подчиненной вам церковной области, подвергли себя осуждению церковных канонов. Ваше заблуждение состоит и в том, что вы провозгласили церковную автокефалию по способу, который совершенно уклоняется от канонического порядка, установившегося во Вселенской церкви в делах подобного рода».

Московский Патриархат признал автокефалию ГПЦ только в 1943 году, в разгар «безбожного времени». Как следует из послания Патриарха Тихона, причин это делать не было никаких, но и в государстве всеобщего равноправия был народ равнее других.

Мингрелы: почему на Кавказе их считают евреями

Одни этнографы причисляют их к грузинам, другие – к этническим родственникам абхазов, третьи видят в них потомков древних хазар. Эти загадочные люди веками живут на западе Грузии, говорят на своем языке и сохраняют уникальное культурное наследие. Кто же такие мингрелы? Этногенез данного народа полон загадок, которые еще предстоит раскрыть. Например, многие жители Кавказа считают мингрелов евреями.

Кто они такие?

Мингрелы (мегрелы – в зависимости от произношения) – этническая группа в составе грузинского народа, как полагает большинство специалистов. По кавказским меркам, их численность не так уж и мала. Около миллиона человек живут в Грузии, в основном, на северо-западе страны, где и располагается историческая область Мегрелия. В соседних регионах Абхазии, в России и некоторых других странах насчитывается еще примерно 300 тысяч мингрелов.

Читать еще:  Памятник разрушенной дружбе.

Две последние переписи населения, прошедшие в Грузии в 2002 и 2014 годах, не выделяли этих людей как отдельный народ. Однако их язык настолько отличается от речи титульной нации, что говорящие друг друга не понимают. Поэтому лингвисты относят мингрельский в отдельную, занскую группу картвельской языковой семьи, в которую также входит лазский язык, распространенный на территории современной Турции.

По своему происхождению мингрелы относятся к восточно-средиземноморскому подтипу европеоидной расы. Как правило, у них голубые, зеленые или светло-карие глаза, темные волосы, выразительные черты лица.

Поживая рядом с грузинами и абхазами в течение долгих веков, эти люди переняли у соседей многие детали быта. Их национальная одежда, традиционная кухня и образ жизни почти во всем схожи. Мингрелы готовят хачапури, сациви, купаты, кукурузные лепешки, сыр сулугуни, аджику, а их любимым блюдом на праздниках, кроме всего прочего, являются жареные поросята.

Местные мужчины еще в XIX веке носили бурки, ходили с кинжалами, прекрасно скакали на лошадях. Женщины предпочитали длинные платья, расширяющиеся книзу, расшитые национальными узорами.

Религией мингрелов издавна является православное христианство, примерно до VI века часть жителей придерживалась древнего зороастризма и митраизма.

О том, что эти люди великолепно поют и танцуют, говорят многие. При этом местные музыканты аккомпанируют артистам на таких инструментах, как чонгури, дудук, ганун (канун) и зурна. Именно самобытное искусство отличает мингрелов. Их национальный танец называется «Джансуло», а песни удивительно мелодичны. Имеется у этого народа и уникальное наследие, веками передававшееся из поколения в поколение в виде сказок и легенд.

Фамилии мингрелов чаще всего заканчиваются на -иа (-ия), а также на -скуа, -уа, -ава, -ири (-ори), как и у многих других жителей запада Грузии.

Что у них общего с евреями?

Этнографы не первое столетие бьются над загадкой происхождения мингрелов. Отмечая их культурное и языковое отличие от соседних народов, некоторые специалисты полагают, что эти люди являются потомками легендарных хазар.

В VII-X веках обширные территории, простиравшиеся от казахстанских степей на востоке и до реки Днепр на западе, контролировало бесследно исчезнувшее государство – Хазарский каганат. Нижнее Поволжье, Предкавказье и Северное Причерноморье входили в состав этой могущественной страны. Правящая элита каганата исповедовала иудаизм, несмотря на то, что хазары не имели семитского происхождения, а изначально были кочевым тюркоязычным народом.

Куда пропали эти люди после падения своего государства? Отдельные историки считают, что они бежали в Закавказье, а их потомками и являются мингрелы. Дескать, соседи считали их евреями, потому что они поначалу придерживались иудейской религии, а впоследствии приняли христианство, находясь под влиянием грузин.

Согласно другой версии, слухи о семитском происхождении мингрелов возникли из-за банальной путаницы, ведь долгие века в одной с ними стране проживала другая этническая группа – грузинские евреи, которые сами называют себя «эбраэли».

Эти люди бежали на Кавказ после того, как вавилонский царь Навуходоносор II захватил древнюю столицу Иерусалим еще в 586 году до нашей эры. Евреи поселились в Грузии и достаточно мирно прожили в этой стране более 26 веков. Их всегда было сравнительно мало, а в последние десятилетия большинство эмигрировало в Израиль, США и другие страны. В настоящее время представителей этой этнической группы насчитывается около 200 тысяч человек, из них в Грузии осталось менее 2 тысяч.

Зная, что в этой стране есть еврейская диаспора, некоторые специалисты ошибочно причислили к ней мингрелов.

Сходство национальных характеров

Некоторые грузинские специалисты отмечали сходство между представителями двух этнических групп. Так, известный журналист и педагог Иакоб Гогебашвили (1840-1912 гг.) писал, что мингрелы превосходят грузин своей находчивостью и предприимчивостью. Они занимаются курортным бизнесом, устраивают сельскохозяйственные ярмарки, организуют поставки иностранных товаров.

«Трудно найти таких талантливых, прилежных, предприимчивых и находчивых людей, как мегрелы», – данный вывод сделал Иакоб Гогебашвили после поездки на северо-запад Грузии.

Тот факт, что армянские предприниматели, обычно скупавшие сельскохозяйственную продукцию у грузин, никогда не вели свой бизнес с мингрелами, тоже расценивался как показатель их еврейского происхождения. Дескать, какой еще народ в купле-продаже способен превзойти даже армян?

Вот поэтому жителей Мегрелии принимали за евреев.

Известные мингрелы

О том или ином народе обычно судят по известным личностям, его представляющим. Правда, есть одна сложность: большинство мингрелов по документам записаны как грузины. Многие из них сами причисляют себя к титульной нации страны. И все же, на основании ряда альтернативных источников можно составить алфавитный список мингрелов, оставивших заметный след в истории, науке, культуре и искусстве СССР, современной Грузии и России.

Лаврентий Павлович Берия (1899-1953 гг.) – советский политический деятель, с личностью которого связывают ужасы репрессий 30-х годов ХХ века. Он родился в Абхазии, в его паспорте было написано «грузин», отдельные историки утверждают, что мать этого человека принадлежала к горским евреям. Якобы поэтому в годы Великой Отечественной войны именно Берия организовал Еврейский антифашистский комитет, чью работу полностью курировал.

Лео Антонович Бокерия – известный кардиохирург, академик. Руководитель Научного центра сердечнососудистой хирургии имени А.Н. Бакулева родился 22 декабря 1939 года в городе Очамчира Абхазской АССР, где проживает много мингрелов. По этой причине, а также из-за характерной фамилии профессора медицины причисляют к ним.

Звиад Константинович Гамсахурдия (1939-1993 гг.) – первый президент независимой Грузии, доктор филологических наук, писатель.

Диана Гудаевна Гурцкая – популярная эстрадная певица, заслуженная артистка России. Председатель Комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты РФ родилась 2 июля 1978 года в городе Сухуми.

Георгий Николаевич Данелия – известный кинорежиссер, сценарист и публицист. Народный артист СССР родился 25 августа 1930 года в Тбилиси. Он снял много замечательных комедий, любимых зрителями.

Зураб Виссарионович Жвания (1963-2005 гг.) – грузинский политик, занимавший пост премьер-министра страны в последние два года своей жизни. Обстоятельства его смерти до сих пор до конца не ясны.

Мелитон Варламович Кантария (1920-1993 гг.) – один из бойцов советской армии, водрузивший Знамя Победы над рейхстагом в 1945 году. Младший сержант стал участником этого исторического события вместе с другим солдатом – Михаилом Алексеевичем Егоровым. Кантария родился в мегрельском селе Джвари.

Читать еще:  Печорин и контрабандисты. Анализ главы «Тамань

Кроме того, по разным причинам к мингрелам причисляют известного барда и поэта Булата Шалвовича Окуджаву (1924-1997 гг.) и знаменитого оперного певца Зураба Лаврентьевича Соткилаву (1937-2017 гг.), хотя явных свидетельств их отношения к этому народу нет.

Мегрелы (мингрелы) — мудрые и суровые

Мегрелы являются этнической группой, происхождение которых до сих пор остается тайной. Они резко выделяются на фоне грузин и абхазов, владея собственным языком, имеющим древние корни. В остальном мегрелы имеют множество схожих черт с названными народами.

История

Есть две версии происхождения мегрелов. Согласно первой, мегрелы продолжают род хазаров. Хазары управляли Хазарским каганатом, которому принадлежали земли на территории современного Казахстана и простирающиеся до самого Днепра (на момент 10 века). Элита вела исповедание иудаизма, хотя никто из них не имел семитского происхождения — для тюркоязычных народов более характерной религией является ислам. Версия хазарского происхождения мегрелов является спорной, поскольку каганат исчез практически бесследно. Историки полагают, что часть хазар бежала в Закавказье и была принята местным населением, которое посчитало их евреями, причем сами потомки хазар постепенно перешли в христианство из-за влияния грузин.

Численность

Всего насчитывается более 600 тысяч мегрелов. Около половины проживает в Грузии, остальная часть живет в России. Несколько десятков тысяч проживает в Республике Абхазия. Также существуют диаспоры в Соединенных Штатах Америки и европейских странах.

В связи с исторической близостью с абхазами и грузинами многие мегрелы владеют соответствующими языками. Их собственный мегрельский язык имеет нестабильный статус, однако знаком практически всем мегрелам.
Существует 2 диалекта, на которые делится мегрельский, а именно сенакский и зугдидско-самурзаканский. Провести четкую грань между диалектами чрезвычайно сложно, даже сами мегрелы легко понимают друг друга, а различия в основном базируются на фонетике и лексике.
Корни мегрельского сформировались еще в 700 году до нашей эры, что говорит о высокой степени самостоятельности языка. Мегрельский используется активно в устной форме, основным литературным остается грузинский.
Семитское происхождение мегрелов является предметом постоянных споров. Они несколько веков жили бок о бок с грузинскими евреями, что, возможно, и стало причиной такой путаницы. Евреям пришлось бежать на Кавказ вследствие захвата Иерусалима царем Навуходоносором II в 586 до н.э. Некоторые специалисты отмечают внешние и черты характера, схожие у евреев и мегрелов. Все это позволяет предполагать наличие родства, хотя и исключительно в гипотетическом плане.

Характер

У мегрелов сформировались типичные для кавказских народов черты. Эти люди стараются во всем быть лучшими, что прежде всего означает достижение успеха. Каждому мегрелу положено быть красноречивым, но не чересчур разговорчивым. Говорить следует только по делу, всегда четко и ясно. Каждый мегрел должен соблюдать этикет, обязательно здороваться со всяким, кто идет навстречу, если он (мегрел) восседает на коне. Ему положено быть благородным, учтивым и добродушным. В то же время важно уметь отстаивать свою точку зрения. Мегрелы негативно реагируют на притеснения их взглядов и верований. Их можно охарактеризовать как страстных людей, которые любят культуру и обычаи своего народа. Им приписывают трудолюбие и усердие. По темпераменту мегрелы ближе всего к холерикам — жизнь их буквально бурлит.

Традиции

Для мегрелов характерно соблюдение традиций и обычаев кавказского народа. Важными пунктами в списке традиций являются:

  • семейные традиции;
  • гостеприимство;
  • свадебные;
  • этикет общения.

Мужчина считается главным в семье, более авторитетным является только мнение старших. К старикам у мегрелов отношение особое, поскольку они связывают оказание почестей с долголетием. Чем больше почестей будет оказано старшему, тем дольше проживешь сам. Среди пожилого поколения мегрелов встречается не так много строгих людей. Обычно они позволяют молодежи самим выбирать места сбора во время собраний.
Гостеприимство возведено в культ. Каждому гостю полагается дать кров и пищу, напоить и предоставить место для ночлега. Такая традиция восходит к древности, когда гостя принимали в доме с целью контроля, ведь он мог почувствовать вседозволенность в общении, что было недопустимо.
Мегрелы, как жители сел и деревень, очень строго соблюдают традиции, связанные со свадебными обрядами. Обычаи запрещают младшим играть свадьбу до вступления в брак старших в семье. Более того, жениху и невесте запрещено праздновать свадьбу совместно. Для свадебной церемонии заказывают разные дома, в каждом из которых молодых ждут их друзья и семьи. Этот обычай называют «традицией избегания». Заходя в дом, жена обязана делать первый шаг с правой ноги, а лицо закрывать накидкой. В знак пожелания богатства и счастья девушку осыпают монетами и сладостями.
Мегрелы обмениваются подарками во время свадебной церемонии, что характерно для всех кавказских народов. Невеста обязательно должна связать перед свадьбой пару носков, что доказывает ее мастерство в рукоделии. Даже в наши дни, когда немало кавказцев отмечают свадьбы в костюмах и белых платьях, мегрелы остаются верны традициям.

Культура

Мегрелы обожают песни. Они пользуются грузинским инструментом чонгури, имеющим 4 струны и изготовленным из различных пород дерева. Помимо четырехструнного чонгури, используют дудук или зурну. Традиция исполнения песен уникальна и включает грузинские, абхазские, арабские, византийские и турецкие мотивы. Женщины исполняют песни на мегрельском и грузинском. В основном, поют о любви, рассказывают трагичные истории. Каждой женщине необходимо знать несколько колыбельных.
Мужчины поют обычно хором, причем иногда вместе с женщинами. Хоровые песни посвящены труду, застолью, свадьбе или хороводу. Песни часто сопровождаются музыкой флейты.
Важное значение придают и литературным произведениям. Самым известным является история итальянского миссионера Ламберти, написавшим книгу о Мингрелии, которую он называл Колхидой. Впервые произведение было издано в 1654 году и получило большую известность в Европе. Его центральным персонажем стал князь Леван Дадиани, которому пришлось проявить недюжинную хитрость, чтобы сохранить суверенитет и благополучие своей страны.
Левану Дадиани приходилось поддерживать союз с турками, ежегодно отправлять султану дорогие подарки и давать дань. Однажды один из турецких султанов потребовал предоставить войска, чтобы пойти боем на Эривани. Ливан ответил на его просьбу предельно строго, сказав, что если султан вторгнется в пределы его земли, он навсегда лишится подати и будет встречен мощным отпором. Султану пришлось считаться с Мингрелией, ведь сама природа оберегала страну труднопроходимыми лесами и заболоченной местностью. Чтобы организовать войска, туркам потребовалось бы понести огромные затраты, а завоевания даже в случае успеха их бы не окупили.
Дадиани также прибег и к другой хитрости, убедив турков в том, что его страна бедна. Для этого он отправлял посыльных прямо к границе, чтобы встретить послов Турции. Послов было велено направлять самыми сложными и труднопроходимыми путями, всячески подчеркивая, что «вся Мингрелия такая». Часто послов проводили опасными тропами, где они едва ли не лишались жизни. При речной переправе посыльные специально выбирали наиболее глубокие участки, а на ночлег останавливались у самых бедных крестьян в округе. Турецкие гости были вынуждены спать на сене, есть старый сыр и закусывать его зеленью. Даже подойдя к покоям князя, они испытывали глубокое разочарование. Правитель встречал их, одетый бедно, расстилал старый ковер под деревом, приглашая гостей усесться в тени. Его обязательно сопровождало много людей — все были одеты весьма скромно, одеяния их были грубы и более походили на лохмотья. После переговоров князь провожал гостей в ветхий дом, который даже не имел толково сооруженной крыши. Гостей кормили хлебом в настолько малом количестве, что они едва могли насытиться. Вино наливали скверное, поэтому турецкие гости от него напрочь отказывались и просили обычной воды. Когда послы возвращались к султану, они во всех красках рассказывали о бедноте и нищете самого князя, поэтому султану не было причин даже думать о завоевании края и тем более повышать дань, ведь деньги брать было не с кого.

Читать еще:  Сообщение на тему ж бизе. Детство и ранние годы

Жизнь

Конечно, жизнь мегрелов отличалась от той, какую стремились показать они туркам. Ламберти, пребывая в их краях, подробно описал княжеский город Кутаиси.
По описанию Ламберти, жители Кутаиси жили в комфортном климате, их окружали плодородные земли, всюду были живописные пейзажи. Кутаиси был развитым торговым городом, куда приходили купцы из Персии и других регионов. Велась торговля скотом, сукном и другими товарами. Всюду продавали шкуры, ткани, пряности. Наиболее развитыми торговые отношения были с армянами. Это позволяло последним вести здесь оседлый образ жизни и строить дома. Сейчас особенности жизненного уклада мегрелов изменились, они больше похожи на те, которые есть у абхазов и грузин. Земледелие и скотоводство остается основным занятием сельских жителей, ведется выращивание овец для личных нужд и продажи шерсти. Важную роль играет разведение коз, молоко которых служит сырьем для изготовления сыров. Распространено огородничество, мегрелы любят выращивать овощи и зелень, которую используют в пищу.

Жилище

Традиционное жилище мегрелов было примитивным. Ламберти в своем труде писал, что основным материалом для строительства дома было дерево, крышу делали из соломы, а в самом доме была только одна комната. Задача его жителей сводилась к поддержанию огня. Строили дома без окон, поэтому свет в помещение попадал только через входную дверь. По отметкам миссионера, жить в таком доме было неудобно. В зависимости от благосостояния, люди спали на циновках или кроватях, которые они тоже делали из дерева. Посуду хранили на полках и возле очага.

Внешность

Одежда

Традиционные наряды можно разделить на парадные и повседневные. В повседневной жизни мужчина-мегрел носил чоху, пояс, черкеску и бурку. Каждому мужчине надлежало стать всадником, поэтому одежда должна была способствовать верховой езде.

  1. При необходимости вступить в бой надевали панцири, рукава чохи закатывали. На тело надевали ахалуху — шелковую рубаху, отличающуюся свободным покроем.
  2. Женщины носили платья, которые расширялись книзу и имели глубокий вырез в районе груди. Под вырезом виднелся нагрудник, сделанный из парчи. Пояса у женщин были более широкие, чем у мужчин. На рукавах имелся разрез, поэтому они свисали, начиная от спины. На тело они тоже надевали рубаху, на манжеты наносили национальный узор. Головным убором служила косынка.
  3. Парадную одежду могли позволить себе только представители знати. Она состояла из тех же элементов, что и повседневная, однако имела немало украшений и помпезных элементов, в том числе наплечники с тесьмой.

Религия

Религия мегрелов тесно связана с государственностью. Сейчас они исповедуют православие и относятся к грузинской церкви. Для них абсолютно нормально посещать и другие православные храмы. До прихода христианства среди народа был распространен зороастризм, который, скорее всего, принесли персы.

Мегрельская кухня относится к грузинской и является региональной. В Грузии ее считают весьма острой, поэтому каждому, кто желает ее отведать, следует знать, что мегрелы любят добавлять в пищу много перца. Мингрелия (Мегрелия) располагается преимущественно в болотистой местности, это также повлияло на особенности кухни. Употребление в пищу острых блюд помогает профилактике простудных заболеваний. Мегрелы настолько любят острую еду, что едят даже соусы. Один из таких готовится с использованием томатов, специй и большой порцией красного молотого перца. Такой соус подается в глиняной емкости, называемой кеци. Он обязательно должен быть горячим. Едят такой соус, обмакивая стручки перца и закусывая хлебом. Получается дико острая смесь, обжигающая нёбо.
Отличием мегрельских хачапури является запекание сыра снаружи. Блюдо получается весьма специфичным, но приятным на вкус, поскольку первоочередно вы чувствуете сыр, а уже потом тесто. Мегрелы считают, что популяризированная в Грузии бажа является их традиционным блюдом. В бажу обязательно добавляют морскую соль, шафран, ореховое масло и другие натуральные ингредиенты. Само блюдо можно скорее отнести к соусам. С ним часто подают рыбу и курицу. Отличием мегрельской бажи является добавление орехов с белой кожурой, поэтому соус получается светлым, а у грузин он обычно темный. Если добавить к нему курицу или индейку, получится сациви. Мясо едят с аджикой, что помогает его усвоению. Одним из древнейших блюд считается гебжалия, которую готовят на молоке. Блюдо на первый взгляд кажется простым, однако оно требует использования молодого сыра, а также сыворотки надуги, которые не так просто достать. Рецептуру тоже необходимо соблюдать строго: молоко предварительно кипятят, затем добавляют в него сыр, а мешают только деревянной ложкой. Полученную массу раскатывают на доске, формируют рулеты и смазывают мятой.
Еще одна визитная карточка — эларджи. Это мучное блюдо, которое готовится из кукурузной муки с добавлением малосольного молодого сыра.
Мегрелы стали важной частью Грузии и повлияли на другие народы. Они комфортно ощущают себя в современном обществе, практически не ассимилировали и ведут привычный для их предков уклад. У этого народа прекрасные перспективы на будущее.

Видео

Источники:

http://pikabu.ru/story/nelitsepriyatnaya_istoriya_gruzinskoy_pravoslavnoy_tserkvi_1515798
http://zen.yandex.ru/media/id/592d370bd7d0a6f37914f684/5d69378d2f1e4400ae5a6270
http://travelask.ru/articles/megrely-mingrely-mudrye-i-surovye

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж