Михаил врубель. Галерея картин

Почти сто лет назад трагически завершились дерзновенные творческие поиски гениального Мастера. В 1906 году им окончательно овладело безумие, одновременно с которым наступило самое страшное для художника — слепота. Творчество Врубеля не раз претерпевало резкие изменения в оценках. Прижизненная хула сменила обожествление художника в последние годы жизни. Однако в эпоху авангарда творчество Врубеля «не вписывалось» в новую модель общественных отношений, и он был попросту забыт «комиссарами от искусства». Лишь в 60-е годы XX века неповторимая индивидуальность Врубеля вновь вызвала повышенный интерес. Но только в 80-е годы выходят исследования, дающие объективную оценку творчества великого художника. Таким образом, он обрел высочайший статус лишь в конце XX века. «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слез волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, все же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую черту своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым. Его безумие явилось логичным финалом его демонизма», — вспоминает основатель общества «Мир искусства» Александр Бенуа, наблюдавший затем, как лихорадочно Врубель переписывал «Демона поверженного», уже висевшего в выставочном зале, открытом для зрителей.

Девочка на фоне персидского ковра. 1886

Портрет артистки Н.И.Забелы-Врубель, жены художника, в летнем туалете Empire

Шестикрылый серафим (Азраил). 1904

Голова Демона на фоне гор. 1890

Автопортрет с раковиной. 1905

Полет Фауста и Мефистофеля. 1896

Гамлет и Офелия. 1888

Царевна-Лебедь. 1900, окончательный вариант

Ангел с кадилом и свечой. 1887

Портрет С.И.Мамонтова. 1897

Портрет поэта Валерия Яковлевича Брюсова. 1906

* * *
«Пусть строгому и острому взгляду кажется, что, начиная с 1902 года, линии в рисунках Врубеля сбиваются, теряют свою гибкость и свою чистоту, начинают иногда лепетать почти по-детски. Может быть, действительно, во всех работах, сделанных мастером после первого приступа безумия, нет уже больше той твердой сдержанности и той схемы до конца продуманного стиля, которые придают суровость и четкую строгость прежним работам Врубеля. Но, нам кажется, что никогда прежде художник не достигал той силы выразительности и страстности, которая скрыта во всех этих спутанных и обезумевших космах, в этих лаконических штрихах. »

10 самых знаменитых картин Михаила Врубеля

Врубель Михаил Александрович – русский художник рубежа XIX-XX веков. Символист писал мрачные и трагичные картины, которые сложно перепутать с работами других художников.

Самые известные его работы – «Сирень» 1900 гг., «Царевна-Лебедь» 1900 гг., «Демон сидящий» 1890 гг.

Михаил Врубель – блестящий колорист, на его полотнах борются синева и золото. Художник жил так же, как и рисовал свои картины – ярко, с интригой, вызывая у зрителей ощущение, что катастрофа совсем близко.

Он употреблял спиртное и часто оставался без гроша в кармане. Врубель был настоящим чудаком – он мог прогуливаться по Киеву в чулках и не боялся заявлять, что у Репина нет таланта к рисованию.

В каждую картину художник старался вложить свои взгляды, добавляя в них что-нибудь необыкновенное, поэтому его работы считаются достоянием русской культуры.

В нашем рейтинге представлены самые знаменитые картины Врубеля – блестящего и яркого художника и одного из первооткрывателей символизма, с фотографиями и названиями.

10. Портрет сына

У Михаила Александровича в 1901 году родился сын, мальчику дали имя Савва. Отец, преисполненный радости, видел в своем сыне художественный талант, и говорил своим близким, что Савва необычно и пристально смотрит.

На портрете художника Савва изображен сидящим в коляске, сплетенной из лозы. Он сидит, опираясь на подушки, сшитые из тонкой ткани. Позади цветы в разнообразных цветовых тонах – желто-белые, сиренево-белые.

Шарф с горошком помогает зрителю сосредоточить свое внимание на лице мальчика. У него светлые волосы, большие глаза, пристальный взгляд, который был замечен его отцом…

Читать еще:  Рок музыканты умершие в 27 лет. Курт Кобейн

У Саввы был порок – раздвоенная верхняя губа, и Врубель это не скрывает на своей картине. У мальчика печальный взгляд, в глазах много скорби…

Будто бы Врубель знал, что Саввушка пробудет на этом свете недолго, он умер в 1903 году от воспаления легких.

9. Девочка на фоне персидского ковра

На картине изображена 13-ти летняя дочь владельца киевской ссудной кассы – Маня Дахнович.

Врубель вернулся в Киев после путешествия по Италии, и сразу же приступил к работе. Картина противоречива, что свойственно характеру художника – в одной руке Маня держит кинжал, а в другой нежную розовую розу.

В картине отразилось пристрастие художника к тонким нюансам цветовых сочетаний, к переливающимся камням.

В ссудной кассе предпринимателя Дахновича Врубель любовался камнями и изучал сверкание и переливы рубинов, бриллиантов.

В 2018 году Укропочта выпустила марку стоимостью 5 гривен, и на ней изображена картина «Девочка на фоне персидского ковра» и подписано: «Врубель Михайло Олександрович».

8. Пан

Картина «Пан» относится к «сказочному циклу». Изначально Врубель назвал ее «Сатир», а критики переименовали ее.

На полотне изображено существо из русской сказки, охраняющее богатства. Позади этого существа зритель видит вечерний пейзаж, луну, освещающую местность, тонкоствольные деревья.

Главный герой картины похож на сказочного лешего, в руке он держит свирель – атрибут пастухов, чтобы с помощью звуков собрать разбредшихся животных.

Его взгляд зоркий, но добрый. Он следит за всем, что происходит, леший охраняет болота, но людям не причиняет вреда.

Михаил Александрович прочитал книгу «Святой Сатир» Анатолия Франца, и вдохновился на создание картины «Пан», которая была написана всего за несколько дней.

7. Жемчужина

Врубель получил подарок от Волошина – морскую сверкающую раковину, и считается, что она вдохновила его на создание картины.

Подарок напомнил художнику о море – он представил в своем воображении звуки, запахи, а затем перенес свои фантазии на полотно. Но сделать это было не так просто – раковина искрится, переливается, и Врубелю приходилось создавать переливы и в своей работе. Он использовал разные цвета – розовые, лиловые, голубые, зеленые.

Художник изобразил морскую раковину большего размера и населил ее обитателями – морскими царевнами. «Жемчужина» – одно из последних творений Врубеля, он долго работал над картиной, находясь в поиске волшебства и теплоты.

6. Сирень

Михаил Врубель увидел кустик сирени в Черниговской губернии, который настолько поразил его, что он решил написать картину.

Зритель видит чудо – на полотне изображена нимфа, гонимая паном, она находится в укрытии за кустиками сирени.

Художник изобразил буйство красок вокруг нимфы, не давая зрителю четкого образа. Он любил природу, и благодаря этому смог передать завораживающую красоту цветшей сирени, занимающую большую половину картины.

Сумерки, изображенные на полотне, передают таинственность женской фигуры. Вглядываясь в картину, можно понять, что в ней все взаимосвязано, девушка как бы появляется из царства природы.

5. Шестикрылый Серафим

Когда писалась картина – Врубель уже болел и находился в больнице В. П. Сербского.

«Шестикрылый Серафим» был навеян не только стихотворением Александра Сергеевича Пушкина «Пророк», но и сновидениями, наполненными безумием.

Зритель видит на картине Божьего посланника – горит лампада, поднят меч… Серафим смотрит беспристрастно, твердо – он исполнитель Высших сил.

Техника исполнения напоминает витражную вывеску, освещенную извне. Работа писалась масляными красками – она полна символических деталей, и передает интеллект Врубеля – его образование, знание темы.

Самое главное, что художник не лишился светлого ума и блестящей логики, страдая от тяжелого недуга.

4. Демон поверженный

Из цикла «Демоны» эта картина стала последней. На ней художник изобразил облик ангела-богоборца, потерпевшего поражение – он рухнул на скалы с небес и превратился из Ангела в Демона. Его тело стало слабым, беспомощным, а крылья разметались.

Скорее всего, Врубель хотел передать мысль о том, что демона невозможно победить, но получился сломленный образ. Картина передает сгорание человеческого характера, его падение.

Художник был одержим своей картиной, и даже, когда ее уже вывесили в галерее – он приходил с кистями и продолжал ее дорисовывать, не обращая внимание на посетителей.

Несмотря на болезнь, Врубеля не покидало желание творить.

3. Тамара и Демон

Картина «Тамара и Демон» – одна из иллюстраций художника, которые он рисовал к поэме Лермонтова «Демон».

На картине видны следующие декорации – кровать, ковры, которым, кажется, нет конца и края, лежит девушка, а ее черные длинные волосы заплетены в косы – Тамара закрывает руками свое лицо.

Читать еще:  История успеха ларри эллисона. Сын матери из Одессы

Демон сидит с ней рядом и пытается посмотреть ей в глаза. Его волосы темные, почти черные, длинные и вьющиеся, а взгляд строгий, как и в целом черты лица.

Демон – это олицетворение вечной борьбы человеческого духа, который мучается от душевных скитаний – его одолевают сомнения.

2. Царевна-лебедь

Одна из самых загадочных работ художника. «Царевна-лебедь» стала декорацией к опере, которая называется «Сказка о царе Салтане». С этой постановкой была связна вся семья Михаила Врубеля – его жена исполняла роль Царевны, а художник должен был создать эскизы костюмов.

Художника очень интересовала тема его картины – сказочность, сочетание того, что не сочетается, привлекали мастера, а также природные начала – теплое и холодное, светлое и темное.

Образ Царевны не списан с его жены – художник создавал персонаж из своих фантазий. От взгляда Царевны невозможно отвести взгляд! Он будто бы созывает всех желающих разделить с ней волшебное мгновение.

1. Демон сидящий

Когда Врубель был в Москве и гостил у Саввы Мамонтова (русский предприниматель), он писал картину в мастерской, которую предоставил ему хозяин дома.

По словам художника, он подумывал о создании картины еще в Киеве после оперы одного русского композитора – Рубинштейна «Демон» и поэмы Лермонтова. Художник говорил о Демоне следующие слова: «Демон – это не только злой дух, он еще и властный, величавый».

На его картине зритель видит Демона, сидящего посреди гор – он печален, а руки его сцеплены.

Некоторые считают, что картины Врубеля «Демоны» забрали жизнь художника, может ли это быть правдой? Если посмотреть на его образы в картинах, то становится очевидным – во всем мире нет их загадочнее.

Картины Михаила Врубеля

17 марта 1856 года в Омске родился русский художник Михаил Александрович Врубель, работавший практически во всех видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и театральном искусстве.

В 1880—1890-е годы творческие искания Врубеля не находили поддержки Академии художеств и критиков искусства. «Своим» сделали Врубеля художники и критики, объединившиеся позднее вокруг журнала «Мир искусства», его работы стали постоянно выставлять на экспозициях мирискусников и дягилевских ретроспективах, и в начале ХХ века живопись Врубеля стала органической частью русского модерна. «За известность на художественном поприще» 28 ноября 1905 года ему было присуждено звание академика живописи — как раз к моменту полного прекращения художественной активности.

Сегодня мы хотим поделиться с вами некоторыми плодами творчества знаменитого русского художника.

Богоматерь с младенцем, 1884

Слева: законченный вариант. Справа: эскиз итальянским карандашом, 1884 год

Икона была создана в 1884—1885 годах для оформления одноярусного мраморного иконостаса Кирилловской церкви в Киеве. Именно эта работа сделала Врубеля известным широкой публике и послужила отправной вехой в его последующей карьере художника и декоратора. Несмотря на то, что образ выполнен согласно всем канонам православной иконографии, критики отмечают его выразительность и необычность.

Искусствоведы, критики и художники единогласно признали успех не только образа Богоматери, но и других работ, выполненных Врубелем в Кирилловской церкви. Так, например, известный коллекционер П. М. Третьяков хвалил эту работу Врубеля, специально приезжал в Киев её посмотреть и сокрушался, что не может приобрести для своей коллекции, а критик и галерист С. К. Маковский считал, что дебютная работа Врубеля в Кирилловской церкви является «высочайшим достижением Врубеля», и подчёркивал, что достижение это «глубоко национальное», отвергая обвинения Врубеля в «нерусском (польском) происхождении» и «эстетическом космополитизме», и искусствовед и критик А. Н. Бенуа также отмечал мастерство Врубеля и подчёркивал, что в сравнении с работами Врубеля в Кирилловской церкви фрески В. М. Васнецова «кажутся поверхностными иллюстрациями».

Девочка на фоне персидского ковра, 1886

На картине изображена девочка-подросток, одетая в розовое атласное платье, на фоне персидского ковра, руки девочки положены ладонями на розу и богато инкрустированный кинжал — традиционные эмблемы любви и смерти. На шее девочки — жемчужное ожерелье, пальцы рук унизаны перстнями.

К нашему времени краски картины заметно потемнели. Врубель часто торопился в работе и нарушал технологию, используя ретушные лаки, которые быстро высушивали поверхность картины. В настоящее время картина экспонируется в собрании Киевского музея русского искусства.

Демон летящий, 1899

Это незаконченная картина Михаила Врубеля, написанная в 1899 году и являющаяся частью серии иллюстраций к поэме Михаила Лермонтова «Демон». Он не закончил работу по неизвестной причине.

Читать еще:  Ксения кнорре. Кнорре ксения вадимовна

Демон поверженный, 1902

В 1900 году Врубель опять обращается к теме «Демона». Ещё не окончив полотно «Демон летящий», в 1901 году художник начал писать предварительные эскизы к картине «Демон поверженный». Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. Несмотря на в основном отрицательные отзывы критики того времени, его популярность среди ценителей живописи росла.

Картина выполнена на холсте маслом. Фоном ее является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы. Картина написана в индивидуальном стиле Врубеля с эффектом кристаллических граней, что делает его картины более похожими на витражи или панно. Такого эффекта художник добился с помощью плоских мазков, выполненных мастихином.

Демон сидящий, 1890

Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, он сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов. Фоном картины является горная местность в алом закате. Композиция подчёркивает стеснённость фигуры демона, будто бы зажатого между верхней и нижней перекладинами рамы.

В 1891 году Врубель написал тридцать иллюстраций к юбилейному изданию сочинений Лермонтова под редакцией Кончаловского. Большая часть работ относилась к поэме Лермонтова «Демон», о которой мы уже упоминали выше. Эскиз это картины был создан в 1890 году, хранится в Государственной Третьяковской галерее.

На картине изображён Пан — персонаж древнегреческой мифологии. Однако, он изображён на фоне типичного северо-российского пейзажа (равнина, кривая берёза, лес, река), что роднит его с образом лешего

Картина написана в 1899 году, относится к так называемому «Сказочному циклу» и считается его вершиной. Написана во время пребывания художника и его жены в имении княгини Марии Тенишевой (село Хотылево, Орловская губерния). Поначалу Врубель начал писать портрет жены на фоне лесного пейзажа, однако не окончил его и буквально за несколько дней написал на том же холсте новую картину. Источником вдохновения для Врубеля послужил рассказ Анатоля Франса «Святой сатир».

Портрет К. Д. Арцыбушева, 1897


О портрете Константина Дмитриевича Арцыбушева, написанном Михаилом Александровичем Врубелем, можно сказать, что это портрет русского интеллигента времени становления в России капитализма.

Герой портрета — человек новой формации, новой промышленно развивающейся России, страны, в которой начинают цениться не только благородство происхождения, но и ум, талант и активная гражданская позиция. Поэтому и художественные средства выбраны Врубелем соответственные. Ничего внешнего, бросающегося в глаза. Арцыбушев сидит за столом с разложенными книгами в своём кабинете. За спиной этажерка тоже с книгами и деловыми бумагами. Красный цвет бабочки седеющего Арцыбушева и чуть сборенного ковра на полу разряжают монотонность серо-зелёных оттенков картины. Это традиционный реалистический портрет, герой которого не позирует, а наоборот, находится в состоянии задумчивости, в удобной позе, в комфортной и привычной для него обстановке. Но этот портрет не был бы врубелевским, если бы в образе Арцыбушева не чувствовалась внутренняя динамика, подобная скрученной пружине. Резковатый наклон головы, изломанный разворот плеч, мрачный взгляд из-под широких бровей — мысли героя далеки от созерцательности. Во время создания портрета Арцыбушева Врубель уже придумал своего «Демона».

Принцесса Грёза, 1896

Врубелевское панно «Принцесса Грёза» именуют самым известным панно Москвы. Оно создано на сюжет драмы в стихах Эдмона Ростана «La Princesse lointaine», в русском переводе Т. Л. Щепкиной-Куперник получившей название «Принцесса Грёза». Премьера пьесы на русской сцене состоялась в январе 1896 года в Санкт-Петербурге. Романтическая история о возвышенном стремлении к любви и совершенной красоте, созерцание которой достигается ценой смерти, имела оглушительный успех у публики.

Живописное панно ныне экспонируется в зале Врубеля в Третьяковской галерее.

Царевна с полотна Врубеля таинственна и загадочна, лицо её печально. Изображена Царевна-Лебедь на фоне спускающихся над морем сумерек, узкой полоски заката на горизонте и далёкого города (фоном послужили декорации к спектаклю — город Леденец, выполненные художником).

Картина посвященная персонажу оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (по роману Пушкина). А. П. Иванов говорил об этой картине: «Не сама ли то Дева-Обида, что, по слову древней поэмы, «плещет лебедиными крылами на синем море» перед днями великих бедствий?», имея в виду персонаж из «Слова о полку Игореве». Александр Блок также очень любил эту картину и всегда держал её репродукцию в кабинете в Шахматове. Ею навеяно большое стихотворение с подзаголовком «Врубелю».

Источники:

http://vrubel-world.ru/vrubel-art.php
http://top10a.ru/samye-znamenitye-kartiny-vrubelya.html
http://diletant.media/articles/28305043/

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж