Мистика в русской литературе. Мистика Гоголя

Николай Васильевич Гоголь – один из самых великих классиков русской литературы. Его биография окутана тайнами и загадками.

Возможно, это и сказалось на творчестве писателя, ведь его произведения также полны мистических образов и мотивов. Жизнь Гоголя была насыщена и полна трагическими моментами. Ещё при жизни писатель сталкивался со слухами, зачастую приукрашенными. Причин этому было множество, Гоголь был известен как личность замкнутая, он осознанно сторонился общества, поддерживая отношения лишь с немногочисленными друзьями. И пусть после смерти писателя прошло более полутора веков, по сей день о его жизни практически ничего не известно.

По сведениям биографов, мать Гоголя, Мария Ивановна, до появления Николая Васильевича рождала мёртвых детей. В те времена на всю Диканьку шла слава о чудесах по молитвам перед иконой святого Николы Чудотворца в Никольской церкви. Икона эта была явлена в лесу на дубовом пне, местные жители перенесли её в ближайшую церковь, но на следующий день вновь обнаружили её на обломке дуба. Икону трижды возвращали в церковь, но каждый раз находили её на явленном месте. Тогда было решено на этом месте построить церковь, а из пня сделать крест, который оказался в алтарной части. Перед иконой Николы Чудотворца Диканьского Марья Ивановна много молилась и дала обет, если у неё родится сын и будет жить, она назовёт его в честь святого.

Ко дню памяти святого Николая Чудотворца (22 мая) мы встретились с Ольгой Штыгашевой, доцентом кафедры русской и зарубежной литературы филологического факультета СВФУ, чтобы рассказать нашим читателям, так ли велика роль мистики в жизни великого писателя, или это всё-таки в большей степени мифы, основанные на непроверенных фактах, легендах и преданиях.

Однажды по дороге на богомолье юному Василию Афанасьевичу, отцу Николая Васильевича, приснился сон, в котором он увидел Богородицу. Царица Небесная указала ему на девочку, которая будет его будущей женой. Через какое-то время Васюта гостил у соседей и увидел их семимесячную дочку Машу, в которой узнал младенца, на которого ему во сне указала Богородица. Василию Афанасьевичу тогда было 14 лет, и он стал ждать, когда его избраннице исполнится столько же, чтобы просить её руки.

Как только Маша достигла указанного возраста, Василий Афанасьевич сделал предложение своей избраннице, но получил отказ. Это не сломило упорства Васюты, и он выкрал её. Они тайно обвенчались и явились родителям, которым ничего не оставалось, как благословить молодоженов. Однако согласно другой версии, родители Марии сразу дали согласие на брак, и молодые обручились, а ещё через год обвенчались. Версия эта вызывает сомнение, потому что известно, что на момент замужества Марии Ивановне было 14 лет, тогда как обручаться в тринадцатилетнем возрасте в России было запрещено. Да и какие здравомыслящие родители выдадут замуж в таком возрасте своего ребёнка?!

Конечно, это всего лишь легенда, но матери Гоголя на момент его рождения действительно едва минуло 16 лет, и обстоятельства рождения писателя тоже окутаны странностями и совпадениями, опять-таки не подтверждёнными документально. Однако чего стоят споры биографов о точной дате появления на свет Николая Васильевича!

Получается, некое потустороннее вмешательство или, правильнее сказать, Божье Провидение в жизни Гоголя проявилось задолго до его рождения, что породило множество неправдоподобных и правдивых одновременно домыслов и слухов. Пожалуй, Гоголь один из единственных писателей России, жизнь и смерть которого обросли таким огромным количеством легенд.

С детства Николай Васильевич отличался большой религиозностью, которую привила ему его мать Мария Ивановна, сама женщина глубоко верующая и почти фанатично набожная. После нескольких мертворожденных детей перед иконой Николая Чудотворца она дала обет провести оставшуюся жизнь в богоугодных деяниях и молитвах, если ей будет послан сын. Через какое-то время Бог осуществил её мечту, и в семье Гоголей родился здоровый малыш, названный в честь Николая Угодника.

Свой обет Мария Ивановна действительно соблюдала до конца дней своих, приучая к этому и детей. Как и в любой другой семье того времени религиозной стороне жизни отводилось большое значение: свято чтили все христианские традиции, искренне верили в существование ада и рая, соблюдали посты и хранили духовную верность православным обычаям.

Но благодаря фанатичной вере Марии Ивановны перегибы, безусловно, случались. Скорее всего, поэтому в творчестве Гоголя мы не увидим прозрачного отношения к вопросам религии, он был перманентно запуган в детстве, чтобы осознанно освоить христианские постулаты и вывести их на страницы своих произведений. В религии его больше привлекало мистическое начало, потусторонняя борьба добра и зла, которая впечатляла больше, потому что давала эмоции несравнимо яркие, впечатления, будоражащие фантазию и пугающие своей близостью к действительности.

В доме Гоголей на самом видном месте висела картина Страшного Суда. Марья Ивановна постоянно приводила её в пример, что может случиться с безбожниками и греховодниками. Конечно, это пугало маленького впечатлительного Николеньку: «Если ты будешь грешить, после смерти попадешь в ад, и тебя постигнут те же муки, какие изображены на этой картине». «Я помню: я ничего в детстве сильно не чувствовал, я глядел на всё, как на вещи, созданные для того, чтобы угождать мне. Никого особенно не любил, выключая Вас, и то только потому, что сама натура вдохнула это чувство. — я живо, как теперь, помню этот случай, — я просил Вас рассказать мне о страшном Суде, и Вы мне, ребёнку, так понятно, так трогательно рассказывали о тех благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и так страшно описали вечные муки грешников, что это потрясло и разбудило во мне всю чувствительность, это заронило и произвело впоследствии во мне самые высокие мысли», — писал Николай Васильевич потом матери.

Существует легенда, что и ветхозаветные рассказы о первородном грехе тоже оставили глубокий отпечаток в сознании Гоголя. Общеизвестен факт его более чем прохладного отношения с женщинами. Хотя исследователи его биографии предполагают истинную причину внезапного отъезда в Италию якобы за таинственной незнакомкой из высшего общества, о которой он намеками писал матери. Но оговорюсь, это лишь предположение биографов.

В подтверждение этого можно сказать, что в его произведениях практически нет положительных женских образов, наделенных не только физической, но и нравственной красотой. Никого подобного Наташе Ростовой или Татьяне Лариной мы в его произведениях не найдём! «Женский» вопрос в то время стоял очень остро, и Гоголь не мог этого не видеть и не реагировать художественно… Одни прекрасные ведьмы, капризные Оксаны, провоцирующие на сделку с нечистой силой, да Коробочки живут на его гениальных страницах.

Вообще, мотив смерти в творчестве Гоголя очень развит, причём развит почти на интуитивном уровне. Умерший человек с точки зрения язычества может принести в реальный мир зло, с точки зрения христианства может быть призван к Богу и получить вечную благодать. Много ли в его произведениях таких будущих «благодатных покойников»? Да их и нет совсем! Его герои живут здесь и сейчас, не думая о Судном Дне, не боясь адовых мук, не заботясь о Всевышнем прощении. Высмеивать порок нарочитым добродушием и легкой иронией, да ещё и с лирическим аккомпанементом подвластно только Гоголю! Легкомысленные обманщики, алчные пьяницы, неверующие в добродетель обыватели, чревоугодники и чванливые чиновники на фоне фольклорного колорита превращались в образы незабываемые и затейливые… Чего нельзя сказать о самом Николае Васильевиче, который, вероятно, всё-таки верил в смерть как в инобытие. Смерть как постземное существование человека, конечно, пугала Николая Васильевича, ничего величественного и божественного в процессе умирания, скорее всего, он и не предполагал. Но, терзаемый религиозными догмами, искренней верой христианина и кощунственной с точки зрения православия мыслью о невозможности существования после смерти, он впадал иногда в глубокое уныние, усугубленное творческими простоями и жизненными неурядицами. Страх умереть и принести в мир живых зло, физическое ли, творческое ли, стал постоянным его спутником на протяжении последних нескольких лет жизни мятежного гения русской литературы…

Читать еще:  Кого называют бардами. Кто такие барды

Бремя страха. Летаргия

К концу жизни Николая Васильевича стал преследовать страх быть погребённым заживо. Гоголь в письмах друзьям говорил, что иногда у него случаются приступы, когда он не чувствует своего тела, пульс не прощупывается и сердцебиение практически невозможно заметить. В завещании, содержащемся в «Выбранных местах из переписки с друзьями», он завещал похоронить его только тогда, когда появятся признаки разложения. В этом же завещании он просил не ставить на его могиле никаких памятников.

Сейчас стало модным ставить диагнозы многим известным людям по истечении времени. Не избежал этой участи и Николай Васильевич. Боязнь Гоголя быть похороненным в летаргическом сне медики сейчас называют тафифобией, что породило огромное количество нелепых слухов и домыслов. По утверждению этих же медиков, эта фобия Гоголя была вызвана маниакально-депрессивным психозом. Чем же была вызвана эта депрессия? Возможно, здесь сыграло несколько факторов.

Во-первых, общеизвестен тот факт, что мать Николая Васильевича была не совсем душевно здорова. Глубокая религиозность словно отрывала её от реального мира, Мария Ивановна страдала от частых перемен настроения, истово верила в вещие сны, которые, по её признанию, снились ей постоянно, впадала в состояние глубокой задумчивости, длящейся иногда по несколько часов. Она обладала чрезвычайно впечатлительной натурой. Вполне возможно, вместе с религиозностью Гоголь в детстве получил и какую-то долю материнского мистицизма. Николай Васильевич привык с юных лет доверять матери, во всем полагаться на её мнение. Тем более Мария Ивановна была едва ли не единственным источником пополнения знаний писателя фольклорных сюжетов и малоросских традиций.

Во-вторых, после возвращения из-за границы последние несколько лет Гоголь болел. Причём чувствовал себя настолько плохо, что просил мать в письме заказать молебен о своем выздоровлении. В 1845 году в письме к Н. М. Языкову Гоголь писал: «Здоровье моё стало плоховато. Нервическое тревожное беспокойство и разные признаки совершенного расклеения во всем теле пугают меня самого». Также следует отметить и возросшее в последнее время огромное влияние на писателя его духовника о. Матфея (Константиновского), который считал недуг Гоголя болезнью более духовного происхождения, чем физического. В связи с этим он требовал от Николая Васильевича неукоснительного и строгого соблюдения религиозных действий (молитвы, пост) для телесного и духовного очищения. Литературное творчество, как считал неистовый духовник, тоже относилось к числу неправедных занятий, как и плоды его. В связи с этим о. Матфей настоятельно рекомендовал Гоголю расстаться на время с писательской деятельностью, дабы не усугублять и без того ухудшающееся с каждым днём состояние Николая Васильевича. Мы не можем сейчас сказать, насколько роль духовника в судьбе гения литературной мысли оказалась фатальной. Возможно, действительно обеспокоенный душевным нездоровьем Гоголя в большей степени, чем болезнью тела, о. Матвей посчитал, что мозг писателя находится в крайнем напряжении, а внутренние ресурсы истощены. Нужна была передышка… На что Николай Васильевич отреагировал по-своему, впрочем, как и всегда…

Также стоит упомянуть и тот факт, что в январе 1852 года умерла жена друга Гоголя Е. Хомякова, которую лечили популярной в то время каломелью (ртутносодержащее вещество, в малых количествах употребляемое от расстройства пищеварительной системы). Смерть эта произвела на Николая Васильевича неизгладимое впечатление. Екатерина Михайловна была одной из единственных женщин, кому доверял Гоголь безоговорочно! На панихиде (опять-таки по легенде) писатель услышал таинственный шёпот, который звал его по имени, неясно откуда исходивший. Николай Васильевич пришёл в совершеннейший ужас и, вернувшись домой, впал в лихорадочное состояние, из которого уже не выходил почти последующие четыре недели… Смерть Хомяковой, разговоры о каломели, которой Гоголя тогда тоже лечили, панихида, таинственный шёпот, собственное ещё более пошатнувшееся состояние, душевные и телесные муки — всё это привело к трагедии, случившейся спустя две недели.

В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжёг второй том «Мёртвых душ». Причём о том, что он сжигает его во второй раз, не всем известно. Первый раз он сжёг черновики поэмы в 1845 году, за семь лет до этого. Существует легенда, что второй том «Мёртвых душ» был кем-то сохранён, но не напечатан. Возможно, его слугой Семёном, который был рядом с Гоголем на протяжении последних лет жизни и относился к нему с необычайной преданностью и любовью. В таком случае возникает вопрос, куда же делась рукопись? Черновой вариант нескольких первых глав второго тома был найден спустя два месяца после смерти Гоголя. И опять вопрос. Если Гоголь хотел полностью уничтожить своё творение, то почему оставил черновики, дающие представление о дальнейшей судьбе Чичикова? Эти вопросы спровоцировали рождение ещё одной удивительной версии о том, что никакого второго тома и не было! Что жег в ту ночь писатель что-то другое, перепутав с рукописью «Мёртвых душ». А сама поэма была только начата незадолго до его душевного кризиса. Но фактов, подтверждающих это предположение, не существует. Только вопрос, почему же сохранились страницы черновика второго тома, остаётся, да, пожалуй, и останется без ответа…

Мучительное существование, а иначе это не назовешь, продолжалось ещё десять дней, в течение которых врачи пытались определить причину столь быстрого угасания организма великого писателя. Причина его смерти тоже до сих пор существует на уровне версий, что также породило множество фантастических предположений. Несомненно одно. Роковая ошибка, совершенная Николаем Васильевичем ночью 12 февраля, активизировала все необратимые процессы в его организме. Гоголь настолько ослабел физически и духовно, что почти с радостью ждал приближения кончины как избавления от земных страданий. Он причастился и, несмотря на усилия врачей, с готовностью и смирением ждал перехода в мир иной, которого он уже не боялся. Страх Страшного Суда больше не преследовал страдальца, ведь он сделал все по Божьему велению – и жил, и творил, и умирал с молитвой… И он так верил всегда в своего небесного покровителя Николая Чудотворца!

Новость отредактировал LjoljaBastet — 23-10-2016, 08:07

Гоголь: 13 загадок великого мистика

Загадка 1. Имя и происхождение

Николай Васильевич родился в 1809 году в деревне Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии (все эти названия классик обессмертил впоследствии в своих произведениях) . Фамилия его при рождении была Гоголь-Яновский . Его отец, Василий Яновский, имел то ли польское, то ли малороссийское происхождение и был небогатым дворянином. В семье писателя даже ходила легенда, что их род происходил от запорожских гетманов. Уже во взрослой жизни вторая часть фамилии отпала, поэтому остался только Гоголь.

Загадка 2. Как учился?

В 10 лет Гоголь поступил в Нежинский лицей , который был устроен по образу и подобию лицея Царскосельского. Успеваемость писателя была довольно посредственной, зато эти годы запомнились самодеятельностью Гоголя. Он участвовал в создании лицейского журнала и в постановке спектаклей небольшого театра, где был и сценаристом, и художником по декорациям, и ведущим актером. Гоголь, с детства обладавший артистическим талантом, молчаливой ролью старика мог заставить зал кататься от смеха.

Загадка 3. Произведения и жизнь

Быт старосветских помещиков, история про 80 рублей за шинель, анекдот про ревизора, авантюра с мертвыми душами, описание Рима и Петербурга — все эти сюжеты Гоголь брал из своего опыта и жизни. Например, он сам, приехав в Петербург, работал чиновником -переписчиком бумаг в канцелярии, и копил деньги на новую шинель — прямо как Акакий Акакиевич. А жизнь Товстогуба и Товстогубихи Николай Васильевич полностью списал со своих родственников. В историях с ревизором и скупкой мертвых душ он сам не участвовал, зато Пушкин, подаривший Гоголю эти сюжеты, был свидетелем подобных историй.

Читать еще:  Картины михаила врубеля. Монография о Врубеле

Загадка 4. Великий мистик

А мистиком Гоголь и вправду был. Этим духом овеяны и его произведения, и его житие на этой земле. Чертовщина и странность есть и в «Вие» , и в «Ночи перед Рождеством» , и в «Носе» , и в «Портрете» . Религиозно-мистический склад характера, который потом сильно повлияет на кончину Гоголя, будет сопровождать его всю жизнь.

Особой темой является то, как писал свои произведения Николай Васильевич. Как описывали современники, он старался максимально точно представить себе образ героя и часто впадал в творческий транс. Один очевидец описал потом, как он вошел в кабинет Гоголя и увидел, что тот смотрит на него неестественным взглядом, а сам стоит в каком-то кокошнике и непонятной одежде. А на вопрос доктора-психиатра о том, как писатель смог так точно передать бредни душевнобольного из «Записок сумасшедшего» , писатель ответил, что он просто представил это себе.

Загадка 5. Университетский преподаватель

Одно время Гоголь пытался найти себя и даже устроился преподавать на кафедру истории в Петербургский университет . Прочитав пару лекций и написав несколько научных статей, он понял, что это не его, и забросил преподавание и поприще ученого вообще.

Загадка 6. Место жительства и семья

Постоянного жилья у писателя не было. Он жил на съемных квартирах, в домах друзей, сменил немало адресов. Главным и любимым его городом был Рим, в котором Гоголь был абсолютно счастлив и весьма работоспособен. Последним пристанищем стал дом его друга, графа А. Толстого , где писатель и умер.

Семьи у Гоголя тоже не было. Он никогда не был женат и не имел даже внебрачных детей. Отношений у него тоже не замечалось, а главной его неразделенной любовью стали чувства к графине Виельгорской . Скорее всего, такой образ жизни был у писателя из-за его религиозно-мистического и несколько монашеского образа жизни.

Загадка 7. «Нос»

Одно из самых непонятных и абсурдных его произведений — повесть «Нос» , повествующая о похождениях именно носа, который отделился от лица майора Ковалева и стал, ни много ни мало, статским советником, разгуливающим по Петербургу и захаживающим в Казанский собор. Говорят, что это произведение Гоголь написал о своем носе, по поводу длины которого комплексовал.

Загадка 8. Приближенный ко Христу

В Риме Гоголь сдружился с нашими художниками, которые тоже набирались вдохновения в Вечном городе, особенно с Александром Ивановым. Тот как раз писал свою знаменитую картину «Явление Христа народу» , на которой, как говорят некоторые исследователи, изображен Гоголь. Правда это или нет — неизвестно, однако ближе всего стоящий к Христу человек в красной накидке удивительно похож на Николая Васильевича. Одно мы знаем точно: существует отдельный портрет, который Иванов написал с Гоголя.

Загадка 9. Из сатириков — в моралисты

Огромную роль в жизни Гоголя и в его писательской карьере сыграли «Мертвые души» . Произведение, прославившее автора, стало настольной книгой о русской жизни. Однако сам автор считал поэму незавершенной и вскоре принялся за второй том. Почти 10 лет жизни Гоголь угробил на переписывание второго тома «Мертвых душ» , который должен был стать проповедью о преображении Чичикова из авантюриста в хорошего гражданина при помощи . губернатора и императора. В эти годы он стал постоянно поучать своих знакомых и друзей и призывать их к покаянию и изменению жизни (одну свою знакомую он заставлял заучивать псалмы) , из-за чего многие из них отвернулись от Гоголя. А позже он вообще написал «Выбранные места из переписки с друзьями» , в которых оправдывал крепостное право, давал советы духовной жизни и правильного поведения. Произведение это провалилось, вызвав критику самых разных деятелей, в том числе и Белинского , который буквально разнес «Выбранные места. «.

Загадка 10. То самое сожжение

Тем временем второй том все не писался, из-за чего у Гоголя случались приступы уныния и отчаяния, ведь состояние писателя всегда напрямую зависело от его работоспособности. К концу жизни он стал невероятно религиозен, доводя свою духовную жизнь до грустного фарса. В 1852 году он начал поститься за неделю до наступления Великого поста, сильно ограничив себя в пище. Однако духовные подвиги не придавали сил, из-за чего писатель стал слабеть и душевно, и телесно и говорить о приближении смерти. В ночь с 11 на 12 февраля он разбудил слугу, велел открыть печные задвижки, открыл печь и сжег второй том «Мертвых душ». С гибелью своего творения начал гибнуть и сам творец. 18 февраля он слег в постель и перестал есть. Вызванные доктора стали принудительно лечить его обливаниями ледяной водой, горчичниками и отварами, чем только усугубили состояние писателя. Утром 21 февраля 1852 года Николая Васильевича Гоголя не стало.

Загадка 11. Похоронен заживо?

Еще до смерти с Гоголем происходили онемения, в результате которых переставало на мгновения биться сердце, поэтому писатель боялся быть похороненным заживо, из-за чего и составил завещание, в котором просил не погребать его тела до появления признаков разложения. Тем самым Гоголь сам создал миф о том, что его могли похоронить заживо. Добавили тайны и слухи, что при вскрытии, которое производилось во время перенесения гроба писателя с Данилова монастыря на Новодевичье кладбище в 1931 году, очевидцы якобы с ужасом увидели, что голова Гоголя повернута на бок (по другим рассказам, головы вообще не было в гробу) .

Однако с огромной долей правды можно утверждать, что это все миф . Во-первых, вряд ли друзья Гоголя могли нарушить его завещание насчет похорон. Во-вторых, с писателя снимали посмертную маску, что делают после первых следов разложения. В-третьих, Николая Васильевича отпели, что в православной традиции тоже многое значит. А в-четвертых, в Гоголе жизни не было уже давно, поэтому не умереть он не мог.

Загадка 12. Наследство

Опись имущества покойного Гоголя показала, что он умер почти нищим человеком. Денег было немного, а все вещи оказались потертыми и старыми, из-за чего их оценили в 43 рубля 88 копеек. А книги, которых у писателя было более двухсот, даже не учитывали и продали по копейке за штуку, поэтому мы никогда уже не узнаем, что читал писатель.

Загадка 13. Про надгробие

Гоголя отпели в храме мученицы Татианы при Московском университете и похоронили на кладбище Данилова монастыря в Москве. В качестве надгробия на могиле писателя поставили черный камень («голгофу») , а на нем — бронзовый крест. На надгробной плите была высечена цитата из книги пророка Иеремии, которая как нельзя лучше охарактеризовала великого Гоголя: «Горьким словом моим посмеюсь я» .

При советской власти писателя решили перезахоронить на Новодевичьем кладбище, поэтому могилу вскрыли и перенесли. Поставили и новый памятник в 1952 году, который стоял до 2009 года, а в 200-летний юбилей писателя его могиле вернули прежний вид. Судьба же бесхозного черного могильного камня оказалась очень интересной. Его забрала жена писателя М. Булгакова , который считал Гоголя своим духовным наставником, и поставила на могиле мужа, тем самым сделав пророческими слова Булгакова, обращенные к Гоголю: «Учитель, укрой меня своей чугунной шинелью» .

Булгаков и еще 6 русских писателей-мистиков

Человек со сложной судьбой, имевший непростые отношения с властью, он писал довольно едкую сатиру на общественный строй, а его пьеса о «белых” с большим успехом шла на сцене МХТ. Но благодаря самому знаменитому роману — «Мастер и Маргарита” — Михаила Афанасьевича причисляют к писателям-мистикам. Сегодня мы решили вспомнить русских писателей, которые увлекались мистицизмом, что и нашло отражение в их произведениях.

Николай Гоголь (1821-1852)

Николай Васильевич немало сделал для развития русского языка, кроме того ему удалось оказать влияние на писателей-современников и потомков. Творчество Гоголя пронизано мистикой, религиозностью, фантастикой и мифологией и народным фольклором.

Читать еще:  Биография ротару. София ротару

Мистическое у Николая Васильевича появилось в первых же книгах. «Вечера на хуторе близ Диканьки» просто наполнены потусторонними силами. Но все же более всего нечисти и мрака — на страницах повести «Вий», в которой Хома Брут пытается противостоять ведьме, вурдалакам и оборотням. Однако борьба бурсака, три ночи отпевающего паночку, идет прахом, когда он глядит в глаза Вию — чудовищу из преисподней с тяжелыми веками, скрывающими смертельный взгляд.

Гоголь в своей повести использует мотивы славянской мифологии, поверья и фольклор о страшном демоне. Писателю удалось создать из сказочного сюжета произведение, считающееся эталоном мистической литературы. Этот опыт спустя сто лет будет использовать Булгаков.

Федор Достоевский (1821-1881)

Федор Михайлович наряду с Гоголем считается одним из крупнейших писателей-мистиков XIX века. Однако основа его мистицизма совершенно иной природы и носит другой характер — в творчестве Достоевского есть противостояние добра и зла, Христа и антихриста, божественного и демонического начал, поиск и раскрытие мистической природы русского народа и православия. Ряд исследователей связывает наличие «потустороннего” в творчестве писателя с эпилепсией, считавшейся у древних «священной болезнью”. Вероятно, именно припадки могли служить «окном” в иную реальность, где Достоевский и черпал свои откровения.

Некоторые герои Достоевского также «одержимы” — они страдают от схожих болезней; таковыми можно назвать и князя Мышкина, и Алешу Карамазова. Но и персонажи другие произведений терзаются внутренними противоречиями и поиском в себе божественного начала. Разговор Ивана Карамазова с чертом, кошмары Свидригайлова о вечной жизни в комнате с пауками. Вершиной же религиозно-философского антропологического откровения Достоевский достигает в «Легенде о Великом Инквизиторе”, рассказанной Иваном Карамазовым. Эта история, по мнению Бердяева, является своеобразной квинтэссенцией путей, пройденных человеком в «Преступлении и наказании”, «Идиоте”, «Бесах” и «Подростке”. Достоевский соединяет тайну человека с тайной Христа.

Леонид Андреев (1871-1919)

Андреев творил на рубеже XIX-XX веков, в период Серебряного века. Его произведения близки по духу символистам, а его самого часто называют родоначальником русского экспрессионизма, однако сам писатель не принадлежал к какому-либо кружку писателей и поэтов.

Формирование Андреева как писателя несомненно проходило под влиянием модных модернистских веяний (и социальных тенденций — революционных настроений и жажды перемен), однако у него сложился свой собственный стиль. Творчество Андреева сочетает в себе черты скептицизма, религиозности и мистики (писатель серьезно увлекался спиритуализмом), все это находит отражение в его романах, повестях и рассказах — «Жизнь Василия Фивейского”, «Иуда Искариот”, «Воскресение всех мертвых”, «Дневник Сатаны”.

Так в «Жизни Василия Фивейского” сельский поп пытается воскресить мертвеца — в безумие героя Андреев вкладывает стремление стать сверхчеловеком, получить энергию Христа. Акт воскрешения необходим для перехода из смерти в творчество, в бесконечное бессмертие. Другая сторона мистики Андреева заметна в «Рассказе о семерых повешенных” — начиная от символического числа казненных и заканчивая страшным финалом, где жизнь продолжается несмотря на смерть.

Кстати, по стопам отца пошли и дети — трое из его сыновей и дочь стали литераторами. Причем Даниил Леонидович Андреев стал писателем-мистиком уже в годы СССР, самым значительным произведением его стал роман «Роза мира”, который он сам называл религиозно-философским учением. Андрееву удалось в одной книге объединить искусство и религию, объяснить существование нескольких земных измерений, метаистории России и значения ее для творчества, а также дать прогнозы на историческую перспективу.

Михаил Булгаков (1891-1940)

В творчестве Михаила Афансьевича оккультного не меньше, чем фантастического и мифологического. Исследователь В.И. Лосев назвал Булгакова самым загадочным писателем XX века, который был способен «проникать в сущность происходящих событий и предвидеть будущее. Его персонажи вынуждены существовать на стыке двух миров, иногда пересекая разделяющую их грань. Подобно Гоголю Михаил Афансьевич соединил в своих книгах невидимую жизнь с жизнью действительной.

Религиозно-философский подтекст у Булгакова прослеживается уже в 1920-х годах, когда герои его повестей открывают условный ящик Пандоры, выпуская в реальность неведомые силы. Персонажи «Дьяволиады”, «Роковых яиц”, «Собачьего сердца” примеряют роли богов, открывая в мир двери для потустороннего — изобретают волшебный луч, влияющий на эволюцию, или создают человека из собаки.

Но более всего религиозной философией и мистикой пронизан центральный роман Булгакова — «Мастер и Маргарита”. Стоит ли пересказывать сюжет о пришествии в Москву Сатаны со своей удивительной свитой и о том, что произошло дальше? Миры как будто смещаются, реальности меняются местами и по улицам разгуливает кот с примусом, по небу летают ведьмы, в столице хозяйничают демоны… Кроме того, в книге есть и библейский и исторический подтексты (роман Мастера о Иешуа и Понтии Пилате) и серьезная сатира на советское общество, обличающая его пороки (за что и караются представители этого общества, хоть и не Богом).

Борис Пастернак (1890-1960)

Пастернака обычно не причисляют к какому-либо течению Серебряного века, хотя он дружил с символистами и одно время общался с футуристами. Все же Пастернак, как и Андреев, стоит особняком. Первые поэтические опыты Бориса Леонидовича относятся к 1913 году, когда вышла первая книга его стихов. Только после публикации сборника «Близнец в тучах” Пастернак назвал себя «профессиональным литератором”.

Апофеозом творчества Пастернака стал роман «Доктор Живаго” — грандиозный по своему замыслу. Книга охватывает период русско-советской истории на протяжении почти 50-ти лет, рассказанной через жизнь Юрия Живаго, врача и поэта. Дмитрий Быков в биографии писателя отмечает, что в многослойном повествовании романа, который довольно реалистичен, можно отыскать и символическое начало — в основе произведения лежит собственная жизнь Пастернака, но только та, которую он хотел бы прожить.

Несмотря на весь реализм, «Доктор Живаго» пронизан религиозной мистикой и христианской философией — и ярче всего это раскрывается в тетрадке стихов Юрия Живаго. Мистицизм Пастернака не похож на гоголевский или булгаковский, поскольку в романе нет нечистой силы как таковой (есть лишь аналогии или метафоры), скорее он перекликается с тем, что можно увидеть у Андреева — человек и его судьба, сверхчеловек или песчинка в потоке истории. А вот стихи — совсем иное, в их лирике много христианской и библейской мифологии, жизни Марии Магдалины и Христа находят отражение в реальности, наполненной символами и знаками.

Владимир Орлов (р. 1936 г.)

Орлов пришел в литературу из журналистики. Считается, что в большинстве случаев подобные переходы более удачны, чем обратные. Владимир Викторович всем своим творчеством подтверждает эту гипотезу.

Если говорить о мистике в его произведениях, то наиболее ярко она выражена в романе, положившем начало цикла «Останкинские истории”, «Альтист Данилов». Книга вышла в начале 80-х годов прошлого века и рассказывает о демоне на договоре. Владимир Данилов успевает в перерывах между работой в оркестре посещать потусторонние миры, путешествовать во времени и космосе, общаться с различной нечистью. Мистика сплетается с фантастическим и музыкальным, причем музыке в романе уделяется очень много внимания — и порой создается ощущение, что она звучит на страницах книги.

Виктор Пелевин (р. 1962 г.)

Жизнь и творчество Виктора Пелевина окутаны мистикой, или мистификацией, если угодно. Он ведет жизнь затворника и редко появляется на публике, и еще реже дает интервью. Но в любом случае, даже эти редкие и скупые слова, записанные журналистами, не уступают по силе и глубине романам писателя.

Восточным мистицизмом и дзен-буддизмом Виктор Олегович увлекся будучи сотрудником журнала «Наука и религия». Эзотерической литературой Пелевин проникся, занимаясь переводами текстов Карлоса Кастанеды. Поиск Тайны, потусторонних символов в реальном мире, теоретическая и практическая магия являлись на рубеже 80-90-х годов прошлого века частью повседневности.

Увлечения писателя нашли отражение в его работах — яркие тому примеры «Омон Ра», «Колдун Игнат и люди», «Чапаев и Пустота», «Священная книга оборотня», «Нижняя тундра» и другие. Реальность в книгах Пелевина ускользает от читателя, миры меняются местами, и не понятно, в каком измерении сейчас находится персонаж, рассказчик, читатель. При этом часто Пелевину приписывали создание собственной религии, однако еще в 1997 году он пресек пересуды на эту тему.

Источники:

http://4stor.ru/strashno-interesno/97805-gogol-mistika-ili-mif.html
http://zen.yandex.ru/media/id/59df8b618651650902446341/5ac1f74955876b8b1c40aea6
http://rg.ru/2014/03/09/bulgakov-site.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Ваш Гараж